Война с Днепром

Автор: Gladiator от 25-12-2011, 22:55, посмотрело: 293

0
ДнепроГЭС, Днепровская гидроэлектростанция — пятая, старейшая, ступень каскада гидроэлектростанций на реке Днепр. Электростанция находится в городе Запорожье.
"...Днепр на 100 километровом участке от Днепропетровска до Запорожья пересекает скалистую гряду. На протяжении столетий великая река неслась здесь между отвесными скалами, образуя страшные Днепровские пороги, и только в 20 веке людям удалось покорить реку. В 1927-1932 годах выше острова Хортица была построена плотина ДнепроГЭС – первая в нашей стране гидроэлектростанция такого масштаба. Днепровские пороги, на протяжении веков делившие Днепр на две не связанные между собой части навсегда исчезли.
ДнепроГЭС Война с Днепром (22 фото+текст), photo:1
Прежде река здесь текла между отвесными берегами, поэтому, несмотря на то, что после сооружения плотины уровень воды поднялся на 39 метров, разлива не произошло. Но скрытая мощь реки, когда теплоход подходит к ДнепроГЭС сверху чувствуется: глубины здесь достигают порой 50 метров...".

Строительство ГЭС началось в 1927 году, первый агрегат был запущен в 1932 году, в 1939 году была достигнута проектная мощность 560 МВт. На то время это была крупнейшая гидроэлектростанция СССР.
ДнепроГЭС Война с Днепром (22 фото+текст), photo:2

Во время Великой Отечественной войны плотина ДнепроГЭСа была разрушена, и оборудование машинного зала уничтожено.
ДнепроГЭС Война с Днепром (22 фото+текст), photo:3
ДнепроГЭС Война с Днепром (22 фото+текст), photo:4

"...В августе 1941г. немецкие войска, заняв правый берег Днепра и остров Хортицу, рвались к Запорожью, где в это время шла эвакуация заводов. Чтобы не допустить врага в город, советское командование приняло решение 18 августа взорвать проезжую часть плотины у правого берега и мост через Новый Днепр. Огромная волна снесла немецкие переправы. К сожалению, в плавневой зоне острова Хортицы находилось значительное количество советских бойцов, которые не успели переправиться на левый берег, они также были снесены водой....".
ДнепроГЭС Война с Днепром (22 фото+текст), photo:5
Готовясь к отступлению из Запорожья, немцы заминировали плотину и гидроэлектростанцию. Благодаря разведчикам во главе с Николаем Курузовым, изувеченная плотина была спасена, однако гидроэлектростанция, проезжая часть плотины и аванкамерный мост были взорваны 29 декабря 1943 года. Восстановление Днепрогэса началось с прокладки между разрушенными быками навесных мостов.
В течение 1944-1945 годов был восстановлен мост через шлюз. Летом 1945г. в своем довоенном виде был восстановлен аванкамерный мост. Уже 3 марта 1947г. гидроэлектростанция дала первый промышленный ток. 26 июня 1950г. был запущен в работу последний агрегат возрожденного Днепрогэса.

2. Старое машинное здание ГЭС.
ДнепроГЭС Война с Днепром (22 фото+текст), photo:6
3. Плотина.
ДнепроГЭС Война с Днепром (22 фото+текст), photo:7
В конце 1960-х годов на повестке дня стал вопрос об увеличении мощности Днепровской гидроэлектростанции, пропускной способности ее шлюза и проезжей части плотины. Началась реконструкция Днепрогэса, которая проходила с 1969 по 1980 годы. В ходе реконструкции у левого берега был построен еще один машинный зал, в котором было установлено 8 агрегатов мощностью по 103,5 тыс. кВт каждый, однокамерный шлюз, способный пропускать суда типа "река-море". Была реконструирована и значительно расширена проезжая часть плотины, которую с левым берегом связал эстакадный мост, а с правым берегом - новый аванкамерный мост.
4. Новое машинное здание.
ДнепроГЭС Война с Днепром (22 фото+текст), photo:8
5. Камеры старого трехкамерного шлюза. После строительства в рамках второй очереди ДнепроГЭСа новой камеры шлюза (шахтного типа) они были выведены из работы. В настоящее время проходят реконструкцию и возможно в скором времени их введут снова в экспуатацию. С падением количества грузоперевозок по Днепру было бы выгоднее пропускать суда здесь, чем в новой камере.
ДнепроГЭС Война с Днепром (22 фото+текст), photo:9
Общий вид плотины, машинных залов и шлюзов.

Категория: Интересное в сети

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.