Развлечения, приколы » Знаменитые люди » Уставший волшебник Норштейн

 

Уставший волшебник Норштейн

Автор: SHymaher от 20-11-2012, 16:08, посмотрело: 340

0
Современная российская мультипликация находится сегодня там же, где и все остальные достижения «кровавого режима». Не будем уточнять, насколько глубоко. Возможно ли создать шедевр, сравнимый по эмоциональному воздействию с «Ёжиком в тумане», сегодня, в эпоху возрождения мракобесия, неумолимо побеждающего разум? Предлагаем вашему вниманию интервью с создателем легендарного мультфильма – Юрием Норштейном.
Интервью взяла журналистка газеты «Новый Город» (г. Саров) Елена Трусова. С поставленной задачей (в сто-пятьдесят-восьмой раз изобличить коммунистическое прошлое) – не справилась, как ни тужилась. Итак…
Уставший волшебник Норштейн
Выло тремя, когда в России имя Юрия Норштейна не требовало никаких пояснений. Его мультфильмы "Ежик в тумане" и "Сказка сказок" признаны лучшими в мире и стали классикой жанра. Но 23 мая в Дом ученых на встречу с великим волшебником мультипликации Юрием Норштейном пришло не так много людей. Но зато те, которые пришли – представители творческой и научной интеллигенции города и их дети – получили подарок, которого и не ждали.
Вот уже двадцать с лишним лет Юрий Борисович создает главный мультфильм своей жизни: "Шинель" по повести Гоголя. Тяжелейший каторжный труд, ибо художник – последний из могикан – во время компьютерных технологий работает по старинке, в специальной технике многоярусной перекладки изображения, которая придает мультфильмам эффект трехмерного изображения. И вовсе не потому, что не может освоить компьютер, а потому, что ценит, по его меткому определению, "удельную тяжесть труда".
"Шинель" сегодня — это примерно семнадцать минут немого изображения, два эпизода задуманного мастером огромного полотна. Зал сидел в звенящей тишине и завороженными глазами следил за тем, как герой "Шинели" Акакий Акакиевич в мучительных размышлениях пишет главное письмо своей скудной жизни: "Милостивый государь!.." Сидящие в зале Дома ученых осознавали, какой это поступок для художника — выставить на суд неоконченное произведение.
Норштейну трудно выступать перед большим залом. Рассказывать о своих работах у него получается плохо, поскольку он всегда говорил со зрителями языком мультфильмов. Глухая стена равнодушия чиновников заставляет его выходить на сцену и искать подходящие слова, чтобы выразить свои мысли. Его спрашивают об аниме – жанре, который пользуется популярностью во всем мире, и японская анимационная индустрия трудится, не покладая рук. В ответ Норштейн пересказывает разговор с высоким российским чиновником:
"Да ведь Россия не такая богатая страна, как Япония". Кто мне так ответил? Человек, который сейчас является Президентом России.
Уставший волшебник Норштейн

Для чего этот скромный, абсолютно непубличный человек ездит по городам и весям с фрагментом "Шинели" и своим двухтомником "Снег на траве"? Он ищет средства на завершение работы. У Мастера, которому скоро исполнится 70 лет, нет времени ждать. Дорог каждый день. И каждая копейка. Иначе "Шинель" войдет в список великих неоконченных работ, как картина "Хохот" Иванова или "Братья Карамазовы" Достоевского.
Корр.: Юрий Борисович, во времена "Союзмультфильма" советские мультипликаторы представляли собой творческое содружество. Приходил Хитрук и говорил: "Айда, ребята, ко мне, есть идея!", и коллеги шли. А потом к себе звал Эдуард Назаров или вы. И в титрах значились имена эпохальные. И мультфильмы были такими же. Что же случилось с этим содружеством?
Вы нашли совершенно точное слово: "содружество"! Уникальная атмосфера «Союзмультфильма» утрачена, как и сам "Союзмультфильм". В нашей среде не было соперничества, всем хватало места под солнцем. Государство концентрировалось на производстве художественных фильмов, на нас внимания уже почти не хватало. Во всяком случае, никто из советских мультипликаторов не может сказать, что у него судьба Тарковского. Сейчас нас сталкивают лбами. Мы поставлены в условия конкуренции, которая нашему искусству ничего, кроме вреда, не приносит. Ведь средства от Министерства культуры получают не лучшие сценарии или проекты, а те, у которых ловчее продюсер, или те, кто может предложить откат. Вы знакомы с этой системой?
Корр.:Кто же с ней не знаком? С другой стороны, ведь и вам советские чиновники попортили крови…
Было такое. Ни "Ежика в тумане", ни "Сказку сказок" не хотели запускать в Госкино. Мы приехали туда со сценаристом Сергеем Козловым и уговаривали. Тогда главным был некий Даль Орлов, который сейчас такой либерал-либерал и везде кричит: "Это я запустил фильмы Норштейна!" Постыдился бы. "Сказку сказок" не хотели запускать даже, когда был написан режиссерский сценарий. Но запустили под мой авторитет, который образовался после "Ежика в тумане".
Уставший волшебник Норштейн
Корр.: На сегодняшней встрече вы сказали: "Государство можно было обмануть, продюсера – невозможно".
Продюсер, даже если увидит, что может возникнуть что-то такое, что потом назовут "новым эстетическим словом", не пойдет на риск. Ему нужно заработать деньги здесь и сейчас. А государство рисковало. Оно вкладывало деньги, не ставя себе цель заработать.
Государство для искусства, на мой взгляд, должно быть страховым обществом, которое охраняет твою жизнь, обеспечивает образование (если оно тебе нужно), просвещает, создает условия для творческого развития, и ты уж сам решай, желаешь ли быть просвещенным и образованным человеком. Когда же государство не желает исполнять эти функции, общество стремительно катится вниз, к рабовладельческим временам. Феодальная эпоха у нас уже на дворе, а мы делаем вид, что не замечаем этого.
Уставший волшебник Норштейн

Почему мы перестали читать книги? Потому что появилась возможность их не читать, и от тебя "никакого убытка", поскольку рядом – такой же нечитающий. Это общество одинаковых. Одинаково безграмотных.
Корр.: Да ведь это парадокс! Мы же должны стройными рядами войти в некое демократическое общество, а одинаковость осталась в коммунистической эпохе.

Мы неправильно представляем себе демократию. По этому поводу пою строку: "К рабству свободы дорогу грудью проложим себе…" Что такое "рабство свободы", люди поймут только тогда, когда начнутся интеллектуальные катастрофы. А они начнутся. Кончится нефть – и мы всё поймем. А пока набиваем карманы нефтедолларами и чувствуем себя в безопасности: вот же они, эти денежки, руки греют, и с ними невозможно расстаться. Вот если эти средства вложить в культуру, науку, искусство! Но сейчас нефть работает на узкий круг избранных лиц.
Уставший волшебник Норштейн
Корр.: Этому есть хорошее объяснение: необразованным человеком проще управлять.
Совершенно верно. Внешне мы очень культурные люди. На Красной площади ставят эстраду, на которую выходят те, кто считает себя артистом, все орут, все очень культурно…
Корр.: Да когда же в истории России был период, чтобы талантливому человеку не вставляли палки в колеса, а помогали и поддерживали?

Пожалуйста: советские времена!
Корр.: А как насчет пробивания ваших же собственных мультфильмов?
Зато существовали математические, художественные, музыкальные, хореографические школы, в которых наши дети получали прекрасное образование! Считалось стыдным не читать… Считалось стыдным не приносить пользы обществу. А сегодня мы живем в сообществе шпаны! Я очень мрачно смотрю на то, что происходит сейчас, на эту деланную радость и треп о культуре, когда человек думает, что он пришел к той свободе, о которой мечтал, и теперь ему можно бездельничать. Понятие труда ушло. Отношение к труду – ушло. Удельная тяжесть работы – ушла.
Я уж не говорю о христианском камуфляже чиновников, душа которых не трудится, не кается и, кажется, вообще ничего не испытывает. У них на лицах написано: я буду править, а ты будешь рабом. И в нашей стране созданы уникальные условия, когда действительно один эксплуатирует другого так, что никакой закон его не ограничивает. Попробуй сказать какому-нибудь олигарху, что надо отдать часть его миллионов и миллиардов на культуру и образование, тебя тут же шлепнут по губам: не лезь в чужой карман, это его деньги, Да не его это деньги, а деньги общества!
Корр.: А как насчет студии "Пилот", которая кажется вполне успешной?

Последний проект Саши Татарского "Сказки народов мира" должен был финансироваться государством. Да только они эти деньги выбивали невероятным трудом. Незадолго до смерти Саша был в Государственной Думе, разговаривал с Кобзоном… Никто копейки не дал! И когда Татарский умер, некоторое время "Пилот" побултыхался, да и затих. Студия на нуле. Но не только потому, что не дают денег, а потому что "пилотовцы" подпали под власть невежд-руководителей, которые считают, что выгоднее сдавать площади в аренду, чем выпускать мультфильмы.
Корр.: Это притом, что работы "Пилота" пользуются такой популярностью.
Все держалось на Саше Татарском, Игоре Ковалеве, который потом уехал из России, на художественном руководителе Эдуарде Назарове (помните его мультфильм "Жил-был пес"?).
Конечно, появляются энтузиасты. Мы тоже были энтузиастами, которые стремились создавать новое, но мы не думали о рубле, нас не терзали мысли, что не дадут денег на кино. А что будет с этими энтузиастами?
Корр.: Щепетильный вопрос: а как же авторские отчисления?

Какие отчисления?! – (Норштейн показывает диск со своими мультфильмами). – Вот эти ребята забрали себе все авторские права. Я пробовал с ними судиться. Подошел ко мне один из этих, похлопал по плечу, и сказал: "Юрий Борисович, вы же понимаете, что мы не можем проиграть!" И не проиграли. Так что авторские отчисления мне не полагаются.
Корр.: Мне даже страшно спрашивать о школе-студии "Шар", в которой вы преподаете.
Преподавал. Она была организована на базе Высших режиссерских курсов при поддержке все того же Министерства культуры. И у "Шара" тоже нет денег. Везде кризис. От нас долго будут этим кризисом отмахиваться,
Корр.: Так что же, выхода нет?
Выход – делать свое дело. Любой ценой. Не благодаря, а вопреки.
Источник: газета «Новый Город», г. Саров.
Биографическая справка.
Уставший волшебник Норштейн
Народный артист РФ (1996), лауреат Государственной премии СССР (1979) Юрий Норштейн родился 15 сентября 1941 года в Пензенской области, где его родители находились в эвакуации. Вырос в Москве, в Марьиной роще.
Учился в Детской художественной школе Краснопрёсненского района (1956-58), на курсах художников-мультипликаторов при киностудии "Союзмультфильм" (1959-61). Работал на "Союзмультфильме" (1961-89), в Детском фонде Ролана Быкова (1989-2006). Большинство режиссерских работ снял совместно с женой – художником-постановщиком Франческой Ярбусовой. В 1993 (совместно с А. Хржановским, Ф. Хитруком, Э. Назаровым) организовал школу-студию "ШАР", где преподавал до 1998. Читал лекции во многих странах мира, в т.ч. в Великобритании, Венгрии, США, Франции, Швеции, Японии. Среди наград: премия им. А.Тарковского "За авторский вклад в развитие искусства" (1989), медаль Международного союза журналистов "За вклад в развитие искусства мультипликации и фильмов для детей и юношества"(1989), премия "Триумф" (1995), премия им. В. Старевича (1997). Кавалер Ордена искусства и литературы Франции (1991), кавалер японского Ордена восходящего солнца (2004). Почетный профессор ВГИКа. Автор книг "Снег на траве. Главы из книги" (2005) и "Сказка сказок" (2005). Автор заставки телепередачи "Спокойной ночи, малыши!" (2000).
В 1981 году Норштейн начал работу над мультипликационным фильмом "Шинель" по повести Гоголя, над которым работает и по сей день.

Вот такое достойное интервью достойного человека. Хотя и грустное. В отличие от неблагодарной шушеры, визжащей, как её «зажимала» Советская власть (коварно давая возможность заниматься любимым делом и унижая государственными наградами), Норштейн не лжёт, не нагибается, не сдаётся. Он просто очень устал.
Уставший волшебник Норштейн
Пользуясь случаем, поблагодарим Юрия Борисовича за его замечательный вклад в отечественную мультипликацию. Мы всегда будем помнить о его рукотворных шедеврах. Пожелаем Юрию Норштейну реализации всех замыслов. А всем плохим людям, стоящим у него на пути – поскорее сгинуть в безвестности максимально немилосердным способом.

Категория: Знаменитые люди

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.