Царь-Танк

Автор: Traxis от 27-09-2012, 06:27, посмотрело: 419

0
Проект этой машины отличался большой оригинальностью и амбициозностью. По воспоминаниям самого Лебеденко, на идею этой машины его натолкнули среднеазиатские повозки-арбы, которые, благодаря колёсам большого диаметра, с легкостью преодолевают ухабы и канавы. Поэтому, в отличие от «классических» танков, использующих гусеничный движитель, Царь-танк был колёсной боевой машиной и по конструкции напоминал сильно увеличенный орудийный лафет.
Царь-Танк
Два огромных спицевых передних колеса имели диаметр примерно 9 м. Задний же каток был заметно меньше, около 1,5 м. Верхняя неподвижная пулемётная рубка была поднята над землёй примерно на 8 м. Т-образный коробчатый корпус имел ширину 12 м, на выступающих за плоскости колёс крайних точках корпуса были спроектированы спонсоны с пулемётами, по одному с каждой стороны (предполагалась также возможность установки пушек). Под днищем планировалась установка дополнительной пулеметной башни. Проектная скорость передвижения машины составляла 17 км/час.
Царь-Танк

Пародоксально, но при всей необычности, амбициозности, сложности и огромных размерах машины, Лебеденко сумел «пробить» свой проект. Машина получила одобрение в ряде инстанций, но окончательно дело решила аудиенция у Николая II, во время которой Лебеденко подарил императору заводную деревянную модель своей машины с двигателем на базе граммофонной пружины. По воспоминаниям придворных, император и инженер полчаса «аки дети малые» ползали по полу, гоняя модель по комнате. Игрушка резво бегала по ковру, легко преодолевая стопки из двух-трех томов «Свода законов Российской Империи». Аудиенция кончилась тем, что впечатлённый машиной Николай II распорядился открыть финансирование проекта.
В начале 1915 года блестяще рассчитанный проект был готов, а уменьшенный в несколько раз макет танка успешно преодолевал препятствия из книг и карандашей в игровой комнате цесаревича Алексея Николаевича. Общая сумма затрат составила 210 тысяч рублей. Сборка деталей корпуса танка осуществлялась в Манеже у Хамовнических казарм, а изготовление ходовых колес - недалеко от Дмитрова.
Царь-Танк
Сборка машины началась в июле 1915 года и выполнялась посекционно. Боевой аппарат весом 40 тонн был похож на огромный орудийный лафет с диаметром ходовых колес 9 метров и скоростью их вращения 10 оборотов в минуту. Предполагалось, что при таких параметрах машина без труда преодолеет ров или окоп. В течение минуты танк покрывал 28 метров. Оригинальной была конструкция силовой установки танка. Каждое колесо приводилось в движение от своего самостоятельного двигателя «Майбах» мощностью 240 лошадиных сил. Сзади располагались катки хвостовой направляющей тележки. Размер оси ходовых колес составлял 7 метров. В лесу до сих пор сохранились две глубокие колеи, идущие параллельно друг другу. Расстояние между ними действительно оказалось 7 метров. Значит, все-таки это не легенда?
Царь-Танк

В августе 1915 года в присутствии представителей армии начались испытания танка. Сначала машина пошла довольно уверенно, сломав, как спичку, попавшуюся на пути березу. Пока танк двигался по гати, все шло нормально. Но, пройдя несколько десятков метров и выйдя на мягкую почву, задняя тележка танка попала в канаву, и железный монстр встал как вкопанный. Не хватило даже мощности «Майбахов», чтобы вытащить танк. После такой крупной неудачи интерес к танку Лебеденко тут же потух. Его бросили там же, где он испытывался. Вплоть до 1917 года танк стоял под охраной на месте испытаний, но затем из-за начавшихся политических катаклизмов о машине забыли и больше не вспоминали. Конструкторские работы по ней больше не проводились, а огромная сюрреалистическая конструкция построенной боевой машины еще 7 лет ржавела в лесу, на месте испытаний, пока в 1923 году танк не был разобран на металлолом.
Царь-Танк
Также испытания выявили казавшуюся впоследствии очевидной значительную уязвимость машины — главным образом колес — при артиллерийском обстреле, особенно фугасными снарядами. Все это привело к тому, что уже в августе проект был свёрнут в результате отрицательного заключения Высокой комиссии, однако Стечкин и Жуковский все же занялись разработкой новых двигателей для машины. Впрочем, эта попытка не увенчалась успехом, равно, как и попытки сдвинуть Царь-танк с места и вытащить его из района испытаний.
Царь-Танк
Царь-танк капитана Лебеденко или, как его еще называли, «Нетопырь» был изначально обречен. Не нужно обладать большой фантазией, чтобы представить последствия картечного залпа по ступицам ходовых колес. Причем даже незначительные повреждения колес могли надолго вывести машину из строя. Такова бесславная история амбициозного проекта русской инженерной мысли.
Казалось бы, что все, что осталось от небывалого проекта - это остатки земляного вала, который "штурмовал" железный гигант. Однако, как рассказывали старики, еще в 1930-е годы и даже после 1940-х они встречали в лесах какие-то "непонятные куски железа". Тогда-то и возникло название местности - лес Танка. А в 1990-х годах военные поисковики из Москвы обнаружили в лесу старые болты с 4-гранной головкой (возможно, от конструкции танка) и старую берданку.
С 1990 года "Космопоиск" собирал сведения об этом месте. В 2003 году одна из групп Объединения предприняла попытку отыскать и картировать "Валы Царь-танка" (так было решено называть бывший полигон)...
Царь-Танк
6-8 ноября 2004 года состоялась 220-я экспедиция "Космопоиска в течение 2 дней занимались поисками в районе бывшего полигона. Три поисковые группы с металлоискателями проверили несколько "подозрительных" мест. Помимо старых окопов, капониров, блиндажей, были найдены колеи от массивных колес (расстояние между колеями 7 метров). Самая многообещающая находка - часть металлического цилиндра диаметром 2 метра с круглыми отверстиями. Материал - сталь толщиной 5 мм (из описания танка известно, что броня была противопулевая, что примерно соответствует толщине). Возможное происхождение - срезанная при разборке танка верхняя башня. Для точного ответа на этот вопрос был составлен чертеж цилиндра, осталось найти в архивах точные размеры отдельных деталей бывшего мастодонта. В случае если искомые размеры совпадут, может оказаться, что часть верхней башни - самая большая из сохранившихся деталей легендарного Царь-танка.






Царь-Танк
Нет, я не ошибся с размещением этой картинки, это просто...ммм... рисунок того, о чем я хочу рассказать в следующий раз ;)

Категория: Назад в прошлое

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.