Сейчас мало кто знает, что с 1927г. по 1935г. в СССР советская власть запрещала устраивать рождественско-новогодние праздники. Тогда считалось, что «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов!». А совсем недавно я узнал, что оказывается, Новый год с его непременными атрибутами - нарядной елкой, Дедом Морозом и Снегурочкой, не всегда был праздником счастья, обновления и веры в чудеса...
И вот она, нарядная, на праздник к нам пришла...
У ранних кельтов ель считалась обиталищем лесного духа, требовавшего кровавых жертв - внутренностей людей и животных, которые друиды регулярно развешивали на ветвях дерева. Когда окрепшая христианская церковь запретила жертвоприношения, народы Европы заменили внутренние органы шарами из дерева, которые в дальнейшем стали стеклянными, а кишки - тряпочными и бумажными гирляндами.
Что касается Санта Клауса, то он произошел от древнего и злобного кельтского божества, Великого Старца Севера, повелителя ледяного холода и пурги.
Он ходил по домам с холщовым мешком, но не раздавал подарки, а собирал жертвоприношения, которые ему недодали в течение года. Визит Старца с мешком не предвещал ничего хорошего: как правило, после его ухода в доме оставались только обледеневшие трупы. Для того, чтобы оградить поселок от ужасного визита, друиды приносили свирепому божеству общую жертву - в мороз раздевали и привязывали к дереву юную девственницу. Возможно, именно ее замерзший, покрытый инеем труп и стал прообразом веселой Снегурочки, сопровождающей Деда Мороза...
Отечественная родословная
Первая мысль была протестная - зачем я буду вас этим грузить? Но немного поразмыслив, я пришел к правильному выводу: все в мире меняется в лучшую сторону. И с этим все-таки стоит разобраться...
Итак, то, что дед Мороз не всегда был массовиком-затейником и душкой на детских праздниках - это ясно.
Оказывается, в привычном для нас облике доброго и симпатичного старичка он появился лишь в 1840-м в рассказе князя и писателя Владимира Одоевского «Мороз Иванович». Это была литературная обработка народной сказки «Морозко» - там-то как раз шла речь про недоброго деда, очень напоминавшего раннекельтского Великого северного старца, который не понравившуюся ему ленивую девушку насмерть заморозил (в смягченном варианте писателя ленивице достается не смерть, а всего лишь ожерелье из сосулек).
Морозко народ представлял также в виде старца, который своим посохом управлял кончиной всего живого. В зимние солнцестояния этого дедулю надо было умилостивить. Ублажали его все той же юной девственницей, которую привязывали к дереву (не обязательно к ели) и оставляли замерзать в дикий мороз. Если за день застывала - значит, жертва принята. И мешок Деда Мороза тоже поначалу был предназначен для сбора подношений. А посохом своим мерзкий старик колотил непослушных детей или запугивал их страшными сказками. Согласно легендам, Дед был женат на Весне...
Новый старый новый год
И тут-то всех надо отсылать к правильному «справлению» Нового года. Который, начиная с древнего Вавилона (тогда находят первые упоминания об этом празднике) всегда приурочивался к обновлению природы, то бишь, к весне. Постановление считать Новый год с месяца "авив" (т.е. колосьев), соответствовавшего нашему марту и апрелю, встречается в законе Моисея. С марта же считалось новолетие и у римлян, до преобразования календаря в 45 году до Рождества Христова Юлием Цезарем. Правда, в Древнем Египте Новый год праздновался во время разлива реки Нил (примерно в конце сентября). Но именно тогда в этих местах и было главное возрождение, так как только благодаря великой реке в сухой пустыне вырастало зерно и прочие растения.
Основные новогодние дарительные традиции пришли к нам из Западной Европы в середине ХIХ века, но Дед не сразу утвердился в роли дарителя. Лишь к 1880 годам елка и мешок с подарками крепко увязались с образом лесного старика. Правда, Дедом Морозом его еще не звали: это был «святочный старик», «рождественский или елочный дед» и даже Святой Николай.
К началу XX века Дед стал окончательно добрым благодаря известной детской песенке про елочку, написанной поэтессой Раисой Кудашевой в 1903 году. И только с 1910 года он стал появляться на елке живьем в качестве всеми узнаваемого образа массовика-затейника, с румяными щеками и ватной бородой.
Дочка или внучка?
Только в 1873 году благодаря известной пьесе Александра Островского «Снегурочка» Дед Мороз обзавелся молодой помощницей - дочкой, которую позже писатели и поэты «переделали» во внучку. Видимо из-за физиологическо-моральных соображений - негоже деду в его годы иметь такую молодую дочку. Вот внучку - еще куда ни шло...
А после вышеупомянутой «революционной дыры» 1927-1935 годов Снегурочка вообще надолго пропала. В качестве постоянной спутницы Деда она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям опять же писателей - советских детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова. Правда, с позапрошлого века облик внучки-дочки сильно изменился: из бесполой и холодной она превратилась в эдакую блондинистую секс-диву. С тех пор на неё каждый Новый год перекладываются обязанности, с которыми на американской и западноевропейской рождественской ёлке Санта Клаус успешно справляется сам.
В своё время некоторые исследователи увязали популярность Снегурочки в России с национальным обычаем спаивания Деда Мороза - красного носа: разнося подарки по домам, он, в отличие от Санта Клауса, или Джека Фроста, быстро становится «никакой» и потому нуждается в помощнице. На этот счёт существует даже анекдот-примета: если видишь трезвого Деда Мороза - это Санта Клаус.
И все же, не очень понятно даже, откуда взялась эта вечная спутница нашего Деда Мороза? Помимо версии литературной, из одноименного произведения Островского, существует народная. Ее вылепили из снега бездетные старики Иван и Марья. Вылепили себе на радость, да уберечь не смогли. Помните - глупая молодая девушка сиганула через костер и растаяла...
Но по более достоверным данным, ее родила Большая Ель (вспомним начало статьи). И тут стоит отметить - опять из плохого буквально вырастает хорошее. Не замерзла красавица-девственница вовсе - а родилась! Светлая девушка внезапно появилась из-под пушистой еловой ветки - как Афродита из пены морской и была встречена бурными приветствиями всех лесных обитателей...
Вот так!
ИСТОЧНИК