Тадж-Маха́л (хинди ताज महल) — мавзолей-мечеть, находящийся в Агре, Индия, на берегу р. Ямуна (архитекторы, вероятно, Устад-Иса и др.). Построен по приказу императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан).
Внутри мавзолея расположены две гробницы — шаха и его жены. На самом деле, место их захоронения находится там же, где и гробницы, но под землей. Время строительства относится примерно к 1630-1652 гг. Тадж-махал представляет собой пятикупольное сооружение высотой 74 м. на платформе, с 4 минаретами по углам (они слегка наклонены в сторону от усыпальницы для того, чтобы в случае разрушения не повредить её), к которому примыкает сад с фонтанами и бассейном. Стены выложены из полированного полупрозрачного мрамора (привозившимся на строительство за 300 км.) с инкрустацией из самоцветов. Были использованы бирюза, агат, малахит, сердолик и др. Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре он выглядит розовым, а в лунную ночь серебристым. На строительство комплекса было приглашено более 20 000 мастеров со всех концов империи, а также мастера Средней Азии, Персии и Ближнего Востока. На другом берегу реки должно было располагаться здание-близнец из черного мрамора, но оно не было достроено. Соединять эти два здания должен был мост из серого мрамора.
Мавзолей имеет многочисленные символы, скрытые в его архитектуре и планировке. Так, например, на воротах, через которые заходят посетители Тадж-Махала в парковый комплекс, окружающий мавзолей, высечена цитата из корана, обращенная к праведникам и заканчивающаяся словами «войди в мой рай». Учитывая, что на языке моголов того времени слова «рай» и «сад» пишутся одинаково, можно понять замысел Шаха-Джахана — построение рая и помещение в его пределах своей возлюбленной.
С левой стороны от усыпальницы находится мечеть из красного песчанника. Справа точная копия мечети. Весь комплекс имеет осевую симметрию. Усыпальница имеет центральню симметрию относительно гробницы Мумтаз-Махал. Единственным нарушением этой симметрии является гробница Шах-Джахана, которую там соорудили после его смерти.
Внутри мавзолея расположены две гробницы — шаха и его жены. На самом деле, место их захоронения находится там же, где и гробницы, но под землей. Время строительства относится примерно к 1630-1652 гг. Тадж-махал представляет собой пятикупольное сооружение высотой 74 м. на платформе, с 4 минаретами по углам (они слегка наклонены в сторону от усыпальницы для того, чтобы в случае разрушения не повредить её), к которому примыкает сад с фонтанами и бассейном. Стены выложены из полированного полупрозрачного мрамора (привозившимся на строительство за 300 км.) с инкрустацией из самоцветов. Были использованы бирюза, агат, малахит, сердолик и др. Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре он выглядит розовым, а в лунную ночь серебристым. На строительство комплекса было приглашено более 20 000 мастеров со всех концов империи, а также мастера Средней Азии, Персии и Ближнего Востока. На другом берегу реки должно было располагаться здание-близнец из черного мрамора, но оно не было достроено. Соединять эти два здания должен был мост из серого мрамора.
Мавзолей имеет многочисленные символы, скрытые в его архитектуре и планировке. Так, например, на воротах, через которые заходят посетители Тадж-Махала в парковый комплекс, окружающий мавзолей, высечена цитата из корана, обращенная к праведникам и заканчивающаяся словами «войди в мой рай». Учитывая, что на языке моголов того времени слова «рай» и «сад» пишутся одинаково, можно понять замысел Шаха-Джахана — построение рая и помещение в его пределах своей возлюбленной.
С левой стороны от усыпальницы находится мечеть из красного песчанника. Справа точная копия мечети. Весь комплекс имеет осевую симметрию. Усыпальница имеет центральню симметрию относительно гробницы Мумтаз-Махал. Единственным нарушением этой симметрии является гробница Шах-Джахана, которую там соорудили после его смерти.