The Jackson 5
Майкл Джексон родился в семье Джозефа и Кэтрин в городе Гэри (штат Индиана). Он был седьмым из десяти детей. Джозеф организовал семейную группу Jackson 5, поначалу они выступали в местных барах и клубах и даже записали два сингла на независимой фирме звукозаписи Steeltown Records, а затем в 1969 при содействии Бобби Тэйлора подписали контракт со звукозаписывающим гигантом Motown Records.
Вскоре Джексоны возвысились до общенационального уровня, а в 1970 году их первые четыре сингла побывали на первой строчке американского чарта Billboard Hot 100. Постепенно Майкл выделился в качестве фронтмена детского квинтета, фактически именно ему доставались главные сольные партии. Он обращал на себя внимание и удивительными танцами, и манерой поведения на сцене, которую он копировал со своих кумиров — Джеймса Брауна, Джеки Уилсона и др.
Начало сольной карьеры
В 1973 успех семейного проекта начал падать, рекординговая компания ограничивала их финансовые возможности и в 1976 они подписали контракт с другой фирмой, в результате чего им пришлось сменить имя на The Jacksons. С 1976 по 1984 они издают ещё 6 альбомов, разъезжая по стране в турне. Между тем Джексон выпустил четыре сольных альбома и ряд успешных сольных синглов, среди которых «Got to Be There», «Rockin' Robin» и достигший в 1972 году первого места в чартах «Ben» (баллада, посвящённая его домашней крысе).
В 1978 Майкл снялся вместе с Дайаной Росс в экранизации бродвейского мюзикла «The Wiz» («Удивительный Волшебник из Страны Оз»). На съёмках он познакомился с музыкальным режиссёром Квинси Джонсом (англ. Quincy Jones), который станет продюсером его самых известных альбомов. Первый из них, «Off the Wall» (1979), представил Майкла Джексона миру как яркого, талантливого молодого человека и модного танцора. На вершину чартов попали дискохит «Don’t Stop 'Til You Get Enough» и более медленная композиция «Rock With You», а сам альбом разошёлся тиражом более 20 млн. Многие музыкальные обозреватели считают «Off the Wall» последней вершиной мимолётной эпохи музыки диско.
«Thriller»
После был «Thriller», вошедший в историю как самый продаваемый альбом в мире и навсегда изменивший облик музыкального бизнеса. Если отвлечься от цифр и спросить, насколько значительным был музыкальный прорыв Джексона? Продюсер Квинси Джонс заявил в интервью журналу «Тайм»: «Чёрная» музыка должна была играть вторую скрипку в течение долгого времени, но её дух — целая движущая сила в поп-музыке, которую Майкл соединил с каждой душой в мире".
Выпущенный в ноябре 1982, «Thriller» дал Америке семь синглов: «The Girl Is Mine» (№ 2, дуэт с Полом Маккартни), «Billie Jean» (№ 1, премия «Грэмми», самый крупный хит за всю карьеру Джексона и один из наиболее сэмплируемых треков фанк-музыки), «Beat It» (№ 1, ещё одна «Грэмми»), «Wanna Be Startin' Somethin'» (№ 5), «Human Nature» (№ 7), «P.Y.T. (Pretty Young Thing)» (№ 10), и «Thriller» (№ 4).
«Thriller» возглавлял Billboard 200 в течение невероятных девяти месяцев (37 недель) и не покидал пределов этого чарта более двух лет (122 недели). За этот альбом Джексон получил восемь премий «Грэмми» (в том числе в самой престижной номинации, «лучший альбом года») и семь American Music Awards (Американские музыкальные премии). В 1985 альбом был объявлен Книгой рекордов Гиннесса «наиболее продаваемым альбомом за всю историю». По данным на июль 2001, продано 26 миллионов копий альбома в США [2], что сделало его вторым альбомом по продажам в истории Америки, позади «The Greatest Hits» группы The Eagles (27 миллионов). Во всём мире, «Thriller» был реализован рекордным тиражом в 104 миллиона копий.
Джексон и его продюсеры ловко использовали в своих интересах активно развивающееся музыкальное телевидение: его революционные видеоролики стали основой для MTV, которому исполнился только год во время выпуска альбома. Популярности диска способствовало, помимо многих иных причин, выступление Джексона в мае 1983 года на 25-й годовщине Motown, где он представил миру 14-минутный видеоклип, снятый к песне «Thriller» и выдержанный в стилистике фильма ужасов. На этом же концерте во время исполнения «Billie Jean» Джексон впервые продемонстрировал свою знаменитую «лунную походку»
Восьмидесятые годы
По мере того как усиливалось внимание прессы к персоне Джексона, певец и его окружение использовали эту шумиху для извлечения неслыханной дотоле финансовой выгоды. В 1983 он заключил контракт с «Пепси-колой», в рамках которого должен быть сняться в их рекламном ролике. Во время съёмок произошёл несчастный случай, из-за которого Джексон получил ожоги всего лица.Несмотря на эту неприятность, в 1984 году он вновь лидировал в американских чартах, на этот раз с записанной в дуэте с Полом Маккартни композицией «Say Say Say». На следующий год Майкл скупил большую часть акций компании ATV Music Publishing, обладавшей правами на большинство песен The Beatles, что послужило причиной размолвки с Маккартни, который сам мечтал выкупить эти акции. Майкл Джексон также работал вместе с Фредди Меркьюри, сделав с ним несколько пробных записей. Тем не менее по неизвестным причинам сотрудничество так и не состоялось. Официально говорилось о занятости обоих музыкантов.
Во время подготовки нового альбома Джексон впервые занялся благотворительным проектом, которых в его карьере будет ещё немало. Вместе с Лайонелом Ричи он написал «We Are the World» (Мы — этот Мир) — благотворительный сингл, исполненный при участии огромной россыпи звёзд первой величины для помощи обездоленным детям Африки.
Третий (и последний) альбом тандема Джексон-Квинси, «Bad», занимал первую строчку Billboard 200 в течение шести недель и дал миру ещё семь хитов, из которых пять вознеслись на вершину Billboard Hot 100: «Bad», «I Just Can’t Stop Loving You», «The Way You Make Me Feel», «Man in the Mirror» и «Dirty Diana». В альбоме «Bad» Джексон и Квинси старались следовать рецепту успеха предыдущего диска (использование стильного бита, гладкого фанк-джаза и электрогитары), но сделать всё гораздо масштабнее. Альбом был реализован весьма солидным тиражом в 29 млн копий.
Далее Майкл был занят своим первым турне в качестве сольного исполнителя, в поддержку альбома «Bad». Это была поездка по 15 странам, которая заняла большую часть 1988 года, на всё время которой ему были предоставлены в полное распоряжение автобус, самолёт и вертолёт.В 1987 Джексон снялся в трёхмерном фильме «Captain EO». Последний, с бюджетом от $17 до 30 млн, длился всего 17 минут и на то время был самым высокозатратным фильмом относительно длительности. Это было первое появление Джексона на большом экране.
В 18-минутном клипе к заглавной песне альбома «Bad» было несложно заметить изменения во внешности певца. Несмотря на то, что цвет его кожи был чёрный на протяжении всего детства, с 1982 он начал светлеть, и стал светло-смуглым. Это стало так заметно, что об этом стала писать вся пресса, и не только жёлтая. Джексон объяснил это редкой болезнью витилиго и развеял слухи о том, что это результат намеренных действий.Помимо светления кожи, другой причиной изменения внешности певца была пластическая хирургия. Несмотря на заявления нескольких хирургов о том, что Джексон подвергся нескольким операциям на носовой полости, а также по приподнятию лба, утончению губ, операции на щёках, Джексон в автобиографии 1988 года Moonwalker пишет лишь о двух пластических хирургиях носа и создании ямочки на подбородке, а в остальных изменениях внешности винит половую зрелость и диету.
Девяностые годы
Каждый шаг Джексона освещался и анализировался средствами массовой информации, а его причуды годами широко обсуждались в прессе. Большую часть времени Майкл был вынужден проводить в уединении на своём строго охраняемом от посторонних ранчо Neverland (Нэверлэнд). Там его посещали немногие друзья, включая суперзвезду Элизабет Тейлор. На ранчо также жили дети, к которым певец был всегда неравнодушен. В 1993 году ему были предъявлены обвинения в развращении малолетнего мальчика, однако дело удалось замять: по предположениям прессы, Джексон просто откупился от его родителей.
Этот сексуальный скандал разгорелся через два года после выхода альбома «Dangerous», релизу которого предшествовала премьера масштабного видеоклипа к синглу «Black or White» («Чёрный или белый»). Показ клипа на MTV был разрешён только после исключения из него сцен, в которых Джексон разбивает окна и имитирует мастурбацию. В течении пяти недель «Black or White» занимал верхнюю строчку чартов и стал самым большим хитом Джексона после «Billie Jean». Как и с предыдущих, с этого альбома было выпущено семь синглов. Помимо «Black or White» (№ 1) они включали «Remember the Time» (№ 3), «In the Closet» (№ 6) и «Will You Be There» (№ 7). Для «Remember the Time» был снят многомиллионный клип с компьютерными спецэффектами, причём фараона Египта и его супругу изобразили Эдди Мерфи и Топ модель Иман.
В 1995 был выпущен в свет крайне амбициозный «HIStory: Past, Present and Future — Book I» — двойной альбом, который соединил диск из 15 новых песен с диском самых больших хитов. Предполагалось, что это будет первая часть трилогии. В целях возвращения пошатнувшейся популярности первым синглом была выпущен «Scream» — дуэт певца с сестрой, Дженет Джексон, которая стала к тому времени мегазвездой масштаба, сопоставимого с Майклом. Песня сопровождалась футуристическим видеоклипом, на съёмки которого было потрачено свыше шести миллионов долларов — рекорд, не побитый и по сей день.
Альбом дебютировал под номером один в Billboard 200 и был распродан тиражом в 7 миллионов копий в США (15 миллионов по всему миру). Многие новые песни из него были выпущены синглами, среди них баллада о Москве («Stranger in Moscow»; записать песню о российской столице Джексон пообещал, впервые побывав здесь в 1993 году), эпическая композиция на экологическую тему «Earth Song» (пять недель на первом месте в Великобритании) и образчик современного ритм-энд-блюза «You Are Not Alone» (его тринадцатый «номер один» в Billboard Hot 100), написанный и спродюсированный для него Ар Келли. В клипе на «You Are Not Alone» Майкл появился полуобнажённым вместе со своей тогдашней супругой — Лизой Марией Пресли, дочерью великого Элвиса.
Следующего альбома с новыми песнями поклонникам певца пришлось ждать целых шесть лет. Правда, в 1997 году в магазинах появился альбом танцевальных ремиксов на треки из «HIStory» — «Blood on the Dancefloor». Отзывы на этот диск были в основном положительными, а заглавная композиция возглавила чарты продаж во многих странах, в том числе в Великобритании. В США альбом прошёл практически незамеченным и не достиг первой строчки в чартах.
Майкл Джексон родился в семье Джозефа и Кэтрин в городе Гэри (штат Индиана). Он был седьмым из десяти детей. Джозеф организовал семейную группу Jackson 5, поначалу они выступали в местных барах и клубах и даже записали два сингла на независимой фирме звукозаписи Steeltown Records, а затем в 1969 при содействии Бобби Тэйлора подписали контракт со звукозаписывающим гигантом Motown Records.
Вскоре Джексоны возвысились до общенационального уровня, а в 1970 году их первые четыре сингла побывали на первой строчке американского чарта Billboard Hot 100. Постепенно Майкл выделился в качестве фронтмена детского квинтета, фактически именно ему доставались главные сольные партии. Он обращал на себя внимание и удивительными танцами, и манерой поведения на сцене, которую он копировал со своих кумиров — Джеймса Брауна, Джеки Уилсона и др.
Начало сольной карьеры
В 1973 успех семейного проекта начал падать, рекординговая компания ограничивала их финансовые возможности и в 1976 они подписали контракт с другой фирмой, в результате чего им пришлось сменить имя на The Jacksons. С 1976 по 1984 они издают ещё 6 альбомов, разъезжая по стране в турне. Между тем Джексон выпустил четыре сольных альбома и ряд успешных сольных синглов, среди которых «Got to Be There», «Rockin' Robin» и достигший в 1972 году первого места в чартах «Ben» (баллада, посвящённая его домашней крысе).
В 1978 Майкл снялся вместе с Дайаной Росс в экранизации бродвейского мюзикла «The Wiz» («Удивительный Волшебник из Страны Оз»). На съёмках он познакомился с музыкальным режиссёром Квинси Джонсом (англ. Quincy Jones), который станет продюсером его самых известных альбомов. Первый из них, «Off the Wall» (1979), представил Майкла Джексона миру как яркого, талантливого молодого человека и модного танцора. На вершину чартов попали дискохит «Don’t Stop 'Til You Get Enough» и более медленная композиция «Rock With You», а сам альбом разошёлся тиражом более 20 млн. Многие музыкальные обозреватели считают «Off the Wall» последней вершиной мимолётной эпохи музыки диско.
«Thriller»
После был «Thriller», вошедший в историю как самый продаваемый альбом в мире и навсегда изменивший облик музыкального бизнеса. Если отвлечься от цифр и спросить, насколько значительным был музыкальный прорыв Джексона? Продюсер Квинси Джонс заявил в интервью журналу «Тайм»: «Чёрная» музыка должна была играть вторую скрипку в течение долгого времени, но её дух — целая движущая сила в поп-музыке, которую Майкл соединил с каждой душой в мире".
Выпущенный в ноябре 1982, «Thriller» дал Америке семь синглов: «The Girl Is Mine» (№ 2, дуэт с Полом Маккартни), «Billie Jean» (№ 1, премия «Грэмми», самый крупный хит за всю карьеру Джексона и один из наиболее сэмплируемых треков фанк-музыки), «Beat It» (№ 1, ещё одна «Грэмми»), «Wanna Be Startin' Somethin'» (№ 5), «Human Nature» (№ 7), «P.Y.T. (Pretty Young Thing)» (№ 10), и «Thriller» (№ 4).
«Thriller» возглавлял Billboard 200 в течение невероятных девяти месяцев (37 недель) и не покидал пределов этого чарта более двух лет (122 недели). За этот альбом Джексон получил восемь премий «Грэмми» (в том числе в самой престижной номинации, «лучший альбом года») и семь American Music Awards (Американские музыкальные премии). В 1985 альбом был объявлен Книгой рекордов Гиннесса «наиболее продаваемым альбомом за всю историю». По данным на июль 2001, продано 26 миллионов копий альбома в США [2], что сделало его вторым альбомом по продажам в истории Америки, позади «The Greatest Hits» группы The Eagles (27 миллионов). Во всём мире, «Thriller» был реализован рекордным тиражом в 104 миллиона копий.
Джексон и его продюсеры ловко использовали в своих интересах активно развивающееся музыкальное телевидение: его революционные видеоролики стали основой для MTV, которому исполнился только год во время выпуска альбома. Популярности диска способствовало, помимо многих иных причин, выступление Джексона в мае 1983 года на 25-й годовщине Motown, где он представил миру 14-минутный видеоклип, снятый к песне «Thriller» и выдержанный в стилистике фильма ужасов. На этом же концерте во время исполнения «Billie Jean» Джексон впервые продемонстрировал свою знаменитую «лунную походку»
Восьмидесятые годы
По мере того как усиливалось внимание прессы к персоне Джексона, певец и его окружение использовали эту шумиху для извлечения неслыханной дотоле финансовой выгоды. В 1983 он заключил контракт с «Пепси-колой», в рамках которого должен быть сняться в их рекламном ролике. Во время съёмок произошёл несчастный случай, из-за которого Джексон получил ожоги всего лица.Несмотря на эту неприятность, в 1984 году он вновь лидировал в американских чартах, на этот раз с записанной в дуэте с Полом Маккартни композицией «Say Say Say». На следующий год Майкл скупил большую часть акций компании ATV Music Publishing, обладавшей правами на большинство песен The Beatles, что послужило причиной размолвки с Маккартни, который сам мечтал выкупить эти акции. Майкл Джексон также работал вместе с Фредди Меркьюри, сделав с ним несколько пробных записей. Тем не менее по неизвестным причинам сотрудничество так и не состоялось. Официально говорилось о занятости обоих музыкантов.
Во время подготовки нового альбома Джексон впервые занялся благотворительным проектом, которых в его карьере будет ещё немало. Вместе с Лайонелом Ричи он написал «We Are the World» (Мы — этот Мир) — благотворительный сингл, исполненный при участии огромной россыпи звёзд первой величины для помощи обездоленным детям Африки.
Третий (и последний) альбом тандема Джексон-Квинси, «Bad», занимал первую строчку Billboard 200 в течение шести недель и дал миру ещё семь хитов, из которых пять вознеслись на вершину Billboard Hot 100: «Bad», «I Just Can’t Stop Loving You», «The Way You Make Me Feel», «Man in the Mirror» и «Dirty Diana». В альбоме «Bad» Джексон и Квинси старались следовать рецепту успеха предыдущего диска (использование стильного бита, гладкого фанк-джаза и электрогитары), но сделать всё гораздо масштабнее. Альбом был реализован весьма солидным тиражом в 29 млн копий.
Далее Майкл был занят своим первым турне в качестве сольного исполнителя, в поддержку альбома «Bad». Это была поездка по 15 странам, которая заняла большую часть 1988 года, на всё время которой ему были предоставлены в полное распоряжение автобус, самолёт и вертолёт.В 1987 Джексон снялся в трёхмерном фильме «Captain EO». Последний, с бюджетом от $17 до 30 млн, длился всего 17 минут и на то время был самым высокозатратным фильмом относительно длительности. Это было первое появление Джексона на большом экране.
В 18-минутном клипе к заглавной песне альбома «Bad» было несложно заметить изменения во внешности певца. Несмотря на то, что цвет его кожи был чёрный на протяжении всего детства, с 1982 он начал светлеть, и стал светло-смуглым. Это стало так заметно, что об этом стала писать вся пресса, и не только жёлтая. Джексон объяснил это редкой болезнью витилиго и развеял слухи о том, что это результат намеренных действий.Помимо светления кожи, другой причиной изменения внешности певца была пластическая хирургия. Несмотря на заявления нескольких хирургов о том, что Джексон подвергся нескольким операциям на носовой полости, а также по приподнятию лба, утончению губ, операции на щёках, Джексон в автобиографии 1988 года Moonwalker пишет лишь о двух пластических хирургиях носа и создании ямочки на подбородке, а в остальных изменениях внешности винит половую зрелость и диету.
Девяностые годы
Каждый шаг Джексона освещался и анализировался средствами массовой информации, а его причуды годами широко обсуждались в прессе. Большую часть времени Майкл был вынужден проводить в уединении на своём строго охраняемом от посторонних ранчо Neverland (Нэверлэнд). Там его посещали немногие друзья, включая суперзвезду Элизабет Тейлор. На ранчо также жили дети, к которым певец был всегда неравнодушен. В 1993 году ему были предъявлены обвинения в развращении малолетнего мальчика, однако дело удалось замять: по предположениям прессы, Джексон просто откупился от его родителей.
Этот сексуальный скандал разгорелся через два года после выхода альбома «Dangerous», релизу которого предшествовала премьера масштабного видеоклипа к синглу «Black or White» («Чёрный или белый»). Показ клипа на MTV был разрешён только после исключения из него сцен, в которых Джексон разбивает окна и имитирует мастурбацию. В течении пяти недель «Black or White» занимал верхнюю строчку чартов и стал самым большим хитом Джексона после «Billie Jean». Как и с предыдущих, с этого альбома было выпущено семь синглов. Помимо «Black or White» (№ 1) они включали «Remember the Time» (№ 3), «In the Closet» (№ 6) и «Will You Be There» (№ 7). Для «Remember the Time» был снят многомиллионный клип с компьютерными спецэффектами, причём фараона Египта и его супругу изобразили Эдди Мерфи и Топ модель Иман.
В 1995 был выпущен в свет крайне амбициозный «HIStory: Past, Present and Future — Book I» — двойной альбом, который соединил диск из 15 новых песен с диском самых больших хитов. Предполагалось, что это будет первая часть трилогии. В целях возвращения пошатнувшейся популярности первым синглом была выпущен «Scream» — дуэт певца с сестрой, Дженет Джексон, которая стала к тому времени мегазвездой масштаба, сопоставимого с Майклом. Песня сопровождалась футуристическим видеоклипом, на съёмки которого было потрачено свыше шести миллионов долларов — рекорд, не побитый и по сей день.
Альбом дебютировал под номером один в Billboard 200 и был распродан тиражом в 7 миллионов копий в США (15 миллионов по всему миру). Многие новые песни из него были выпущены синглами, среди них баллада о Москве («Stranger in Moscow»; записать песню о российской столице Джексон пообещал, впервые побывав здесь в 1993 году), эпическая композиция на экологическую тему «Earth Song» (пять недель на первом месте в Великобритании) и образчик современного ритм-энд-блюза «You Are Not Alone» (его тринадцатый «номер один» в Billboard Hot 100), написанный и спродюсированный для него Ар Келли. В клипе на «You Are Not Alone» Майкл появился полуобнажённым вместе со своей тогдашней супругой — Лизой Марией Пресли, дочерью великого Элвиса.
Следующего альбома с новыми песнями поклонникам певца пришлось ждать целых шесть лет. Правда, в 1997 году в магазинах появился альбом танцевальных ремиксов на треки из «HIStory» — «Blood on the Dancefloor». Отзывы на этот диск были в основном положительными, а заглавная композиция возглавила чарты продаж во многих странах, в том числе в Великобритании. В США альбом прошёл практически незамеченным и не достиг первой строчки в чартах.