Выдающийся артист. Его необыкновенные песни и сейчас, почти через 50 лет после его смерти, остаются популярными. Издаются компакт-диски с его записями, современные исполнители включают его песни в свой репертуар. Актёром Сергеем Федотовым поставлен моноспектакль "Жёлтое танго", рассказывающий о творчестве и судьбе Александра Вертинского. Необычная, я бы сказал, экзотическая манера исполнения Вертинского, его голос, и то как проникновенно он "рассказывает" свои драматические песни-истории, вызывает у меня ощущение, что я оказался в начале прошлого века с его богемой, гламурными салонами, томными дамами в пышных нарядах, кокаином... Революцией... Если говорить о А. Вертинском как о киноактёре, то сразу же вспоминается фильм "Анна на Шее", где он великолепен в роли престарелого князя...
Скончался А.Н. Вертинский 21 мая 1957 г. Похоронен в г. Москве, на Новодевичьем кладбище (5 уч. 5 ряд).
ВОСПОМИНАНИЯ А.Н. ВЕРТИНСКОГО:
В гимназии я учился хорошо. Помню на экзамене по богословию спросил меня батюшка:" Молодой человек, а на какой день сотворения были созданы мыши!".
Я помню, что Бог создавал землю в определённой последовательности, но про мышей, как назло, не вспоминалось. Мой ответ поразил строгих экзаменаторов и они поставили мне "5 (отлично)" .........
"Мышей никто не создавал, они сами завелись".
******
«Вскоре после смерти Л.Н. Толстого его сын, Илья Львович, задумал представить на экране кинематографа один из рассказов Льва Николаевича — «Чем люди живы». В рассказе, как известно, говорится об ангеле, изгнанном небом и попавшем в семью бедного сапожника. Илья Толстой ставил картину сам, и, по его замыслу, действие должно происходить в Ясной Поляне. Средства нашлись, актеров пригласили, задержка была только за одной ролью — самого ангела. Оказалось, что эту роль никто не хотел играть, потому что ангел должен был по ходу картины упасть в настоящий снег, к тому же совершенно голым. А зима была суровая. Стоял декабрь.За обедом у Ханжонкова Илья Толстой предложил эту роль Мозжухину, но тот со смехом отказался:
— Во-первых, во мне нет ничего «ангельского», а во-вторых, меня не устраивает получить воспаление легких, — ответил он. Толстой предложил роль мне. Из молодечества и чтобы задеть Ивана, я согласился. Актеры смотрели на меня как на сумасшедшего.
На съёмках их шуткам не было конца, но я презрительно отмалчивался, изображая из себя героя,..... так я познакомился с Великим Немым...».
*****
Однажды, ожидая приятеля в сквере, я обратил на себя внимание Марии Александровны Арцыбушевой — владелицы театра. «Увидев меня среди актеров, она как-то вскользь заметила:
— Что вы шляетесь без дела, молодой человек? Шли бы лучше в актеры, ко мне в театр.
— Но я же не актер! — возразил я. — Я ничего, собственно, не умею.
— Не умеете, так научитесь!..
— А сколько я буду получать за это? — деловито спросил я.
Она расхохоталась.
— Получать?! Вы что? В своем уме? Спросите лучше, сколько я с вас буду брать за то, чтобы сделать из вас человека.
Я моментально скис. Заметив это, Мария Александровна чуть подобрела.
— Ни о каком жаловании не может быть и речи, но в три часа мы садимся обедать. Борщ и котлеты у нас всегда найдутся. Вы можете обедать с нами...
Что же мне оставалось делать? Я согласился. Таким образом, моим первым «жалованием» в театре были борщ и котлеты.
*****
Кокаин тогда называли «проклятием нашей эпохи». «Все увлекались им. Актеры носили в жилетном кармане пузырьки и «заряжались» перед каждым выходом на сцену. Актрисы носили его в пудреницах и нюхали также; поэты, художники перебивались случайными понюшками, одолженными у других, ибо на свой кокаин у них не было денег... И каждому казалось, что он сегодня необыкновенно играл, или писал, или говорил. И все это был самообман!
*****
У меня прекрасные дочери.Это мои цветы, цветы моей жизни. Я их так люблю, что разрешаю всё, понимая - это плохо, но ничего не могу с собой поделать. А недавно моя младшенькая сказала мне:" Папа, ты дурак!".......
Надо же, какая у меня наблюдательная дочь!