Впервые соприкоснувшемуся с творчеством Босха, трудно поверить, что этот человек жил в XV – нач. XVI века. Скорее уж, думается, глядя на воплощенные кошмары, порожденные безграничным воображением, на все эти демонические образы, что он – современник сюрреалистов….
автопортрет
О Босхе известно очень мало. Родился в пределах империи Габсбургов, в Брабантском герцогстве (нынешние Нидерланды) в 1450 году. Настоящее имя - Иеронимус Ван Акен. Босх – псевдоним (от названия родного города - Гертогенбос – «герцогский лес»). Потомственный художник. Прожил 65 лет. До нас дошли примерно тридцать произведений.
Вот, в принципе, и все.
Мы ничего не знали бы о нем, если бы не мрачное привидение Эскориала – испанский король Филипп II. Именно его больной ум оценил работы художника. Фанатичный католик, он видел в них религиозные предостережения и в этом сказался дух эпохи.
Филипп II Испанский
Эсхатологические чаяния были сильны во все времена. Но особенно обостряются они во времена скорбей. XV век – именно такое время. Люди ждали конца света. Один из самых популярных сюжетов того времени – «Пляска Смерти», когда человек видит себя окруженным своими страстями и увлечениями, которым не суждено сохраниться перед лицом Вечности.
сад земных наслаждений
Современники– его коллеги высоко ставили Босха. Они перенимали его колористические решения. Они же относились к сюжетам его картин примерно так, как мы сегодня относимся к сюжетам книг Стивена Кинга – неприятные больше, чем ужасные.
сад земных наслаждений. ад.
Босху повезло. При жизни он был под покровительством короля и только поэтому не попал под церковные прещения. Через полвека испанские богословы не преминули обвинить его в ереси, но, к счастью, вскоре сами отказались от своего приговора. Иначе, - страшно и подумать, - творения могли подвергнуться забвению.
несение распятия
несение креста
Босх неравнодушно относился ко злу. Он считал зло вездесущим, вмешивающимся во все события, даже священные. Он как бы призывает вдумываться в каждый нюанс жизни, вглядываться в ткань событий, разыскивая их подоплеку. Именно так понимал его работы Филипп Красивый Бургундский. Он называл их «картинками для рассматривания», заставляющими каждый раз задумываться, прежде чем принять важное решение.
корабль дураков
искушения св. антония
больной и смерть
Наивно думать, что Босх постоянно находился в плену благочестивых кошмаров. Одновременно с «Садом земных наслаждений» он пишет светлое и гармоничное «Поклонение волхвов».
автопортрет
О Босхе известно очень мало. Родился в пределах империи Габсбургов, в Брабантском герцогстве (нынешние Нидерланды) в 1450 году. Настоящее имя - Иеронимус Ван Акен. Босх – псевдоним (от названия родного города - Гертогенбос – «герцогский лес»). Потомственный художник. Прожил 65 лет. До нас дошли примерно тридцать произведений.
Вот, в принципе, и все.
Мы ничего не знали бы о нем, если бы не мрачное привидение Эскориала – испанский король Филипп II. Именно его больной ум оценил работы художника. Фанатичный католик, он видел в них религиозные предостережения и в этом сказался дух эпохи.
Филипп II Испанский
Эсхатологические чаяния были сильны во все времена. Но особенно обостряются они во времена скорбей. XV век – именно такое время. Люди ждали конца света. Один из самых популярных сюжетов того времени – «Пляска Смерти», когда человек видит себя окруженным своими страстями и увлечениями, которым не суждено сохраниться перед лицом Вечности.
сад земных наслаждений
Современники– его коллеги высоко ставили Босха. Они перенимали его колористические решения. Они же относились к сюжетам его картин примерно так, как мы сегодня относимся к сюжетам книг Стивена Кинга – неприятные больше, чем ужасные.
сад земных наслаждений. ад.
Босху повезло. При жизни он был под покровительством короля и только поэтому не попал под церковные прещения. Через полвека испанские богословы не преминули обвинить его в ереси, но, к счастью, вскоре сами отказались от своего приговора. Иначе, - страшно и подумать, - творения могли подвергнуться забвению.
несение распятия
несение креста
Босх неравнодушно относился ко злу. Он считал зло вездесущим, вмешивающимся во все события, даже священные. Он как бы призывает вдумываться в каждый нюанс жизни, вглядываться в ткань событий, разыскивая их подоплеку. Именно так понимал его работы Филипп Красивый Бургундский. Он называл их «картинками для рассматривания», заставляющими каждый раз задумываться, прежде чем принять важное решение.
корабль дураков
искушения св. антония
больной и смерть
Наивно думать, что Босх постоянно находился в плену благочестивых кошмаров. Одновременно с «Садом земных наслаждений» он пишет светлое и гармоничное «Поклонение волхвов».