Железный занавес

Автор: Federast от 9-02-2011, 07:24, посмотрело: 260

0
Когда говорят о “железном занавесе” то всегда вспоминают советскую границу на замке с пограничником Карацупой и его верной овчаркой. Тем не менее это не так – железным занавесом была граница государств Варшавского договора с Западом, то есть прежде всего в Венгрии, ГДР и Чехословакии. Советский железный занавес на границе с Финляндией и Норвегией был второстепенной вещью. Как выглядел легендарный железный занавес в Чехословакии я и расскажу в этой статье.
Как выглядел Железный занавес (23 фотографии + текст), photo:1
Создаваться железный занавес в Чехословакии начал, как это ни странно, в ещё до-социалистические времена – в мае 1945 года. Западная граница была патрулирована усиленными патрулями. Целью было закрыть дорогу контрабандистам, депортированным судетским немцам, которые возвращались за имуществом, брошенным в Судетах, а также боевикам РОА и ОУН-УПА, которые с боями прорывались в Австрию и Германию. Да-да, стычки с бандеровцами были не только в украинских Карпатах, но и в чехословацких горах.
Тем не менее, граница была достаточно дырявой, а пограничники, вооружённые немецким, советским и французским оружием и одетые зачастую в штатское, выглядели весьма колоритно.
Настоящая граница начала появляться лишь в 1951 году, через три года после провозглашения социалистической Чехословакии по инициативе сотрудника госбезопасности Людвика Главачки. На самых критических участках границы была натянута колючая проволока под напряжением (так называемый “забор EDZ” под напряжением 5-15 киловольт), а на остальных возник банальный забор, вдоль которого ходили патрули и под которым в траве тоже скрывалась незаметная колючая проволока и множество мин. Это был первый вариант железного занавеса.
В 1956 году руководство решило модернизировать границу. Вместо старого EDZ стали устанавливать славный электрический забор EZOH на котором окончило свою жизнь так много нарушителей, а перед ним электрический сигнальный забор U под напряжением 70 вольт, который позволял определить место нарушения с точностью до 100 метров. Новый EZOH был коварнее предшественника в том, что ток шёл только по верхнему ряду и, убедившись, что на нижнем ряде нет напряжения, нарушитель вылезал вверх, где его ожидал смертельный удар. Впрочем, по большей части он был выключен, но за всё время существования заборов в среднем несколько раз в месяц на них погибал перебежчик, а порой и пограничник, который столкнулся в темноте с ним. Граница была непроходима.
ГРАНИЦА С АВСТРИЕЙ - ДВЕ КСП, СИГНАЛЬНЫЙ ЗАБОР, ЁЖИКИ, ВЫШКА
Как выглядел Железный занавес (23 фотографии + текст), photo:2

В 1960-х пришли изменения. Было решено гуманизировать границу и убрать мины и колючую проволоку под напряжением. Граница переносилась вглубь территории и выглядела так – сигнальный забор U-60 под напряжением 12 вольт, контрольно-следовая полоса и предзабор против проникновения зверей к сигнальному забору. До самой границы отсюда был 1-2 км, а в Судетах и больше. На место нарушения наряд прибывал до 2 минут, а убежать быстрее собаки 1-2 км – невозможно. Граница была на замке.
Одновременно были модернизированы пограничные переходы. Могучие бетонные заграждения, которые можно было проехать только на небольшой скорости, исключали попытку прорыва в Австрию или Германию.
ПОПЫТКА ПРОРЫВА В ГЕРМАНИЮ НЕ УДАЛАСЬ - ВОЛГУ ОТБРОСИЛО ОТ УКРЕПЛЁННОГО ШЛАГБАУМА
Как выглядел Железный занавес (23 фотографии + текст), photo:3

ШЛАГБАУМ ПОЧТИ НЕ ПОСТРАДАЛ
Как выглядел Железный занавес (23 фотографии + текст), photo:4


Итак, как выглядел типичный “железный занавес” в 1980-х? Начиналось всё обнесённой колючей проволокой пограничной зоной, которая начиналась в 4-10 км от границы (кое-где её не было вовсе – например, в Братиславе, которая непосредственно граничит с Австрией). Каждого пойманного в пограничной зоне доставляли на заставу и обычно штрафовали. Потом в 1-2 км от границы начиналась славная пограничная дорога – бетонная или асфальтовая вдоль всей границы. В случае нарушения по ней мчался ГАЗик или УАЗик с экипажем из трёх человек и собакой. Вдоль дороги с одной стороны были вышки, оборудованные приборами инфракрасного видения, а с другой – предзабор для животных, контрольно-следовая полоса, сигнальный забор U и опять предзабор для животных. Контрольно-следовую полосу каждый день контролировали патрули из двух человек. А дальше и до самой границы уже не было никаких заграждений, только небольшие временные вышки для пограничников на случай если им было необходимо осмотреться. Это видимое “прекращение страданий” обманывало не одного нарушителя, который полагал, что, преодолев заграждения, он автоматически за границей. Его иллюзию обычно развеивала пограничная собака, которая быстро его настигала и валила на землю. Интересно, что территорию за сигнальным забором регулярно благоустраивали (срезали молодые деревья и косили траву) местные жители, которым пограничники давали разрешения, представьте себе – их никто не контролировали и из них никто не убежал. Граница была разбита приблизительно на 10-км участки, которые контролировались силами роты пограничной охраны (72-100 человек).
ТРЕВОГА!
Как выглядел Железный занавес (23 фотографии + текст), photo:5

Конец “железному занавесу” в Чехословакии пришёл в декабре 1989 года, когда начали разбирать сигнальный забор и заграждения. Через пару месяцев “железный занавес” стал прошлым...
Были ли успешные попытки пересечь границу? Конечно же были, хотя и порядком меньше, чем неуспешных. Виной чаще была банальная причина – сигнальный забор был выключен, пограничник на вышке уснул. Побегами второго рода были оригинальные авантюры к которым пограничники просто не были подготовлены. Например, полёт на самодельном воздушном шаре. Или побег на поезде № 3717 “Прага-Аш”, когда машинист заблаговременно повредил стрелку на немецкой границе и вместо остановки в Аше пролетел на полной скорости до Баварии, которая была всего в 2 км от ЖД-станции.
ПРОПУСК В ПОГРАНИЧНУЮ ЗОНУ СУШИЦЕ
Как выглядел Железный занавес (23 фотографии + текст), photo:6
Оригинальным был и побег Роберта Оспальда с другом в Австрию в 1986 году по.. линии высокого напряжения, уходившую в Австрию. Дело в том, что один провод играет роль громоотвода и по нему не идёт ток. Друзья соорудили люльку, которую повесили на него. Побег длился 5 часов, парни обессилели и слезли сразу за сигнальным забором, то есть ещё на чехословацкой территории, но так как их побег не был зарегистрирован, они смогли спокойно пройти эту территорию.
Этим повезло, другим, особенно погибшим на электрическом заборе – нет. Впрочем, я не склонен выставлять одну сторону жертвами, а другую злодеями. С другой стороны тоже были жертвы – об этом свидетельствуют мемориальные камни, посвящённые погибшим пограничникам, вроде этого – вооружённый нарушитель подождал в кустах и расстрелял в 1979 году из автомата пограничника Милоша Куклу, обычного 19-летнего парня, призванного из деревни. Нарушитель был убит, но Кукла умер через несколько часов. Или случай с пограничником Добржиховским, который расстрелял из автомата своего друга и ушёл в Германию. Чехословакия требовала выдачи преступника, но Германия его не выдала и он совершенно не понёс никакого наказания...
ЗДЕСЬ ПОГИБ ПОГРАНИЧНИК МИЛОШ КУКЛА.
Как выглядел Железный занавес (23 фотографии + текст), photo:7

Железный занавес стал историей. Хотя... Не совсем - небольшие участки границы сохранились в музее границы у Братиславы-Девинской Новой Веси и у чешского Чижова. Чисто декоративно и познавательно. А не декоративно? Вы удивитесь, но сохранились и такие. После нежной революции на участке Бржецлавской роты на границе Австрии-Словакии-Чехии было решено сделать заповедник и было решено оставить железный занавес в полном виде как границу заповедника. Так что у чешского Бржецлава занавес по-прежнему существует и выполняет свою роль!
5 ДЕКАБРЯ 1989 ГОДА. ДЕМОНТАЖ ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА В БРАТИСЛАВЕ.
Как выглядел Железный занавес (23 фотографии + текст), photo:8

ПАТРУЛЬ НА ШУМАВЕ. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ СКОЛЬКО ВЫПАЛО СНЕГА!
Как выглядел Железный занавес (23 фотографии + текст), photo:9

А ВОТ ЭТО - ИНТЕРЕСНАЯ ГРАНИЦА. ЭТО - БРАТИСЛАВА, КОТОРАЯ ВПЛОТНУЮ ПРИМЫКАЕТ К АВСТРИИ, ПОГРАНИЧНОЙ ЗОНЫ НЕТ, ГРАНИЦА - ВСЕГО В ПАРЕ МЕТРОВ, НО ОХРАНЯЕТСЯ ГОРАЗДО СТРОЖЕ.

Категория: Назад в прошлое

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.