Шлюз №19 - выход с канала в Белое море
Официально: Беломорско-Балтийский канал, канал, соединяющий Белое море с Онежским озером. Канал берёт начало у посёлка Повенец на Онежском озере и поднимается 7 ступенями до водораздельного бьефа (шлюзы 1—7 южного склона). От 8-го шлюза начинается северный склон канала, включающий 12 ступеней (шлюзы 8—19) с крупными озеровидными бьефами (Маткоозеро, Выгозеро и др.). У г. Беломорска канал выходит в Белое море. На ББК имеется 19 шлюзов, 15 плотин, 49 дамб, 12 водоспусков. Беломорско-Балтийский канал введён в эксплуатацию 20 июня 1933 г. Канал объединил водные пути северо-западной, а затем и центральной частей СССР с судоходными реками бассейна Белого моря - Северной Двиной, Онегой, Мезенью. Ввод в эксплуатацию канала позволил исключить необходимость доставки природных ресурсов Кольского полуострова и Карелии к пунктам переработки далеким кружным путем в обход Скандинавского полуострова. Общая протяженность канала 227 км.
Лес идет в дело. И на сооружения канала и на местные "деревянные" дороги и такие же "поезда"
Механизация на строительстве
Гужевой транспорт
Самодельные самосвалы
И как основной вид техники - тачка
А строили - они. И не комсомольцы, и не добровольцы....
Местные жители. Пополнить бригады "каналоармейцев" они могли без труда. За одно слово, иногда и даже не сказанное. Да многое еще за что...
Иногда на строительство приезжало Начальство. Как их, одухотворенные идеями строительства всемирного коммунизма, лица отличаются от лиц строителей "настоящего светлого будущего".
"Без туфты и аммонала, не построим мы канала!" - говорили "каналоармейцы". Если план горел и сроки срывались, то положение можно было исправить объявив очередной ШТУРМ. Это значит, что вместо 14 часового дня нужно работать все 20 и, разумеется, без каких-либо выходных.
В светлом будущем, как в тяжелом настоящем, денежные средства хождения не имели. В тайге все равно ничего не купишь, да и баланду худо-бедно давали иногда. А что еще надо? Грамоту на стенку бригаде "ударников коммунистического труда".