Десятилетие хищнической эксплуатации комиксов мировым кинематографом принесло свои неутешительные плоды. Заполонив экраны мультиплексов бесконечной жвачкой «по мотивам» графической прозы, дельцы от кино приучили зрителя довольствоваться малым – аплодировать компьютерным ужимкам немолодого супергероя в эластичном боди, натянутом на рейтузы, да восхищаться тем, как артистично смотрит исподлобья немигающим взглядом размалеванный суперзлодей. Кажется, что жанр кинокомикса исчерпал себя, заодно дискредитировав свою графическую основу. Вот почему я решила рассказать о лучших комиксах и их экранизациях.
Конец 50-х – начало 70-х годов прошлого столетия не случайно называют серебряным веком комиксов. Именно в эти годы появились графические истории о супергероях, заставившие читателей поверить в невероятные способности и силу человека. Расцвет искусства комикса стал возможен благодаря конкуренции так называемой «Большой двойки» - компаний «Молодая гвардия» и «Малыш».
Издательство «Молодая гвардия» запустило в сентябре 1956 года уникальный проект – ежемесячный журнал комиксов «Веселые картинки». Начинавшийся с подражания манге (не случайно «хокусай манга» буквально означает «веселые картинки»), журнал очень быстро нашел свое лицо и создал свои уникальные вселенные супергероев – Юных героев Гражданской войны и детей, совершающих мирные подвиги.
Атмосфера карнавального (праздничного) насилия, царящая во вселенной «Веселых картинок», достигает кульминации в комиксах С. Кузьмина про юного героя Гражданской войны Гришутку – трикстера, прошедшего революционную инициацию и ставшего непобедимым красным дъяволенком, весело бьющимся против «черта Махно».
Основным конкурентом «Молодой гвардии» на рынке комиксов стало издательство «Детский мир», ответившее на безудержную карнавальность «Веселых картинок» мрачной и жестокой атмосферой комиксов о Раскулачивании и Великой Отечественной войне. Не случайно в 1963 году издательство сменило название на «Малыш» - ведь именно таким было кодовое имя атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. Конечно, шпилька в адрес увлеченных японской мангой конкурентов из «Веселых картинок» не была главной целью этого ребрендинга: супергероические комиксы «Малыша» из серий «Октябрята — смелые ребята» и «Пионеры-герои» действительно переполнены эсхатологическим ужасом.
Вселенные «Малыша» отличает суггестия, немыслимая даже для независимого или черного комикса. Не может не шокировать предельная откровенность в изображении истязаний и пыток, которым подвергаются пионеры-герои, как не может не восхищать их стоицизм. Смерть пионера прочитывается постоянными художниками октябрятской и пионерской линеек «Малыша» – Петровым, Гальдяевым и Юдиным - как венец этоса траты – свободного потлача. Супергерой умирает и воскресает, чтобы умереть вновь, как Надя Богданова: её били шомполами, пытали, расстреляли, но она уцелела и бежала из братской могилы. Тогда ее схватили снова, облили на морозе ледяной водой, выжгли на спине пятиконечную звезду и бросили - парализованную и слепую - на улице.
«Если комиксы работают с киноязыком, то почему бы кинематографу не задействовать эстетику комиксов?» - спрашивали себя кинематографисты, ревниво следившие за бумом индустрии комиксов. С конца 50-х годов прошлого века успешные комикс-франшизы «Молодой гвардии» и «Малыша» начали пополняться блестящими экранизациями графической прозы.
Важнейшей вехой в становлении кинокомикса как жанра стала «Сказка о Мальчише-Кибальчише» легендарного Евгения Шерстобитова, поставленная им по собственному сценарию на студии им.Довженко в 1964 году. Шерстобитов не просто любовно перенес на киноэкран графическую новеллу Вениамина Лосина, хотя фильм и невозможно представить без лосинских алых титанов-красноармейцев, рогатых касок буржуинов и моушн-лайнов трассирующих пуль,.
Режиссер использовал основные цвета лосинской палитры и с их помощью создал потрясающий по выразительности, свирепый и жестокий эпик. До экспериментов с цветом и покадровой экранизацией графической основы в «300 спартанцах» оставалось 40 лет, впрочем, результат внимательного изучения пионерской работы Шерстобитова виден и в четвертом эпизоде "Звездных войн”, а создатели образов злодеев бэтманианы, наверняка, присматривались и к Главному Буржуину (Леонид Галлис), и к шпиону-диверсанту Дедине 518 (неподражаемый Сергей Мартинсон).
Ярость, с которой войско Мальчиша-Кибальчиша (Сергей Остапенко) расстреливает врагов из пулеметов, забрасывает гранатами, забивает палками и ломает в рукопашной схватке, вызывает у неподготовленного зрителя оторопь. А от блестящей игры практически не пользовавшегося гримом Сережи Тихонова, создавшего образ главного антигероя картины, Мальчиша-Плохиша – по спине идут мурашки. К сожалению, жизнь Сережи оборвалась вскоре после съемок при невыясненных обстоятельствах, что повысило интерес к картине у праздной публики.
Вдохновленный примером шерстобитовского «Кибальчиша», режиссер Эдмонд Кеосаян решился на экранизацию комиксов «Веселых картинок» о юных героях Гражданской войны. Кузьминский Гришутка-разведчик (он еще появится на экране в 1976 году в «Буденовке» Игоря Вознесенского) стал Данькой Щусем (лже-Гринькой), к нему присоединилась сестра Ксанка, молодой интеллектуал Валерка и Яшка-цыган (безупречные Виктор Косых, Валентина Курдюкова, Михаил Метелкин и Василий Васильев). Великолепная четверка назвалась Мстителями и ринулась в самое пекло Гражданской войны, наводя ужас на бандитов, бесчинствующих на югах (правда и здесь не обошлось без замены: вместо Махно - любимого антигероя Кузьмина - в фильме свирепствует атаман Бурнаш).
Конец 50-х – начало 70-х годов прошлого столетия не случайно называют серебряным веком комиксов. Именно в эти годы появились графические истории о супергероях, заставившие читателей поверить в невероятные способности и силу человека. Расцвет искусства комикса стал возможен благодаря конкуренции так называемой «Большой двойки» - компаний «Молодая гвардия» и «Малыш».
Издательство «Молодая гвардия» запустило в сентябре 1956 года уникальный проект – ежемесячный журнал комиксов «Веселые картинки». Начинавшийся с подражания манге (не случайно «хокусай манга» буквально означает «веселые картинки»), журнал очень быстро нашел свое лицо и создал свои уникальные вселенные супергероев – Юных героев Гражданской войны и детей, совершающих мирные подвиги.
Атмосфера карнавального (праздничного) насилия, царящая во вселенной «Веселых картинок», достигает кульминации в комиксах С. Кузьмина про юного героя Гражданской войны Гришутку – трикстера, прошедшего революционную инициацию и ставшего непобедимым красным дъяволенком, весело бьющимся против «черта Махно».
Основным конкурентом «Молодой гвардии» на рынке комиксов стало издательство «Детский мир», ответившее на безудержную карнавальность «Веселых картинок» мрачной и жестокой атмосферой комиксов о Раскулачивании и Великой Отечественной войне. Не случайно в 1963 году издательство сменило название на «Малыш» - ведь именно таким было кодовое имя атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. Конечно, шпилька в адрес увлеченных японской мангой конкурентов из «Веселых картинок» не была главной целью этого ребрендинга: супергероические комиксы «Малыша» из серий «Октябрята — смелые ребята» и «Пионеры-герои» действительно переполнены эсхатологическим ужасом.
Вселенные «Малыша» отличает суггестия, немыслимая даже для независимого или черного комикса. Не может не шокировать предельная откровенность в изображении истязаний и пыток, которым подвергаются пионеры-герои, как не может не восхищать их стоицизм. Смерть пионера прочитывается постоянными художниками октябрятской и пионерской линеек «Малыша» – Петровым, Гальдяевым и Юдиным - как венец этоса траты – свободного потлача. Супергерой умирает и воскресает, чтобы умереть вновь, как Надя Богданова: её били шомполами, пытали, расстреляли, но она уцелела и бежала из братской могилы. Тогда ее схватили снова, облили на морозе ледяной водой, выжгли на спине пятиконечную звезду и бросили - парализованную и слепую - на улице.
«Если комиксы работают с киноязыком, то почему бы кинематографу не задействовать эстетику комиксов?» - спрашивали себя кинематографисты, ревниво следившие за бумом индустрии комиксов. С конца 50-х годов прошлого века успешные комикс-франшизы «Молодой гвардии» и «Малыша» начали пополняться блестящими экранизациями графической прозы.
Важнейшей вехой в становлении кинокомикса как жанра стала «Сказка о Мальчише-Кибальчише» легендарного Евгения Шерстобитова, поставленная им по собственному сценарию на студии им.Довженко в 1964 году. Шерстобитов не просто любовно перенес на киноэкран графическую новеллу Вениамина Лосина, хотя фильм и невозможно представить без лосинских алых титанов-красноармейцев, рогатых касок буржуинов и моушн-лайнов трассирующих пуль,.
Режиссер использовал основные цвета лосинской палитры и с их помощью создал потрясающий по выразительности, свирепый и жестокий эпик. До экспериментов с цветом и покадровой экранизацией графической основы в «300 спартанцах» оставалось 40 лет, впрочем, результат внимательного изучения пионерской работы Шерстобитова виден и в четвертом эпизоде "Звездных войн”, а создатели образов злодеев бэтманианы, наверняка, присматривались и к Главному Буржуину (Леонид Галлис), и к шпиону-диверсанту Дедине 518 (неподражаемый Сергей Мартинсон).
Ярость, с которой войско Мальчиша-Кибальчиша (Сергей Остапенко) расстреливает врагов из пулеметов, забрасывает гранатами, забивает палками и ломает в рукопашной схватке, вызывает у неподготовленного зрителя оторопь. А от блестящей игры практически не пользовавшегося гримом Сережи Тихонова, создавшего образ главного антигероя картины, Мальчиша-Плохиша – по спине идут мурашки. К сожалению, жизнь Сережи оборвалась вскоре после съемок при невыясненных обстоятельствах, что повысило интерес к картине у праздной публики.
Вдохновленный примером шерстобитовского «Кибальчиша», режиссер Эдмонд Кеосаян решился на экранизацию комиксов «Веселых картинок» о юных героях Гражданской войны. Кузьминский Гришутка-разведчик (он еще появится на экране в 1976 году в «Буденовке» Игоря Вознесенского) стал Данькой Щусем (лже-Гринькой), к нему присоединилась сестра Ксанка, молодой интеллектуал Валерка и Яшка-цыган (безупречные Виктор Косых, Валентина Курдюкова, Михаил Метелкин и Василий Васильев). Великолепная четверка назвалась Мстителями и ринулась в самое пекло Гражданской войны, наводя ужас на бандитов, бесчинствующих на югах (правда и здесь не обошлось без замены: вместо Махно - любимого антигероя Кузьмина - в фильме свирепствует атаман Бурнаш).