Одним из несостоявшихся монстров германской бронетехники стал проект 1500-тонной САУ, которая должна была вооружаться 800-мм орудием типа Dora и двумя «меньшими» орудиями второго калибра 150 мм. Предполагаемое бронирование должно было доходить до 250 мм. К сожалению, пока не найдено документированных изображений этого монстра (только реконструкция), но кое-что об основном его вооружении мы знаем. Хотя железнодорожная Dora и не была орудием самого крупного калибра, когда-либо созданного человеком, и не была самым дальнобойным, тем не менее это орудие было самым большим из когда-либо существовавших. Насколько на сегодняшний день известно, Dora применялась лишь дважды: при бомбардировке Севастополя в Крыму и, позже, при обстреле Варшавы в Польше. Слишком большая для перевозки целиком, Dora перевозилась в разобранном виде на нескольких поездах. Перед началом сборки орудия (сборка сама по себе занимала несколько недель) на выбранный участок укладывался ещё один железнодорожный путь, а также дополнительные специальные рельсы, на которые устанавливался специальный сборочный козловой кран. Две половины 20-ти осного ж/д шасси ставились на сдвоенные ж/д пути и сцеплялись вместе. Только тогда начиналась сборка. Полностью собранная Dora представляла собой грозное зрелище — полный вес 1350 тонн. Один орудийный ствол весил 100 тонн, казённик — ещё 100 тонн. Dora была способна выстреливать 7-ми тонные снаряды на расстояние до 45 км. Тем не менее, как к представителю тяжёлой осадной артиллерии, вопроса об эффективности такого орудия не возникало. Даже сам конструктор, доктор Ferdinand Porshe, считал, что это драгоценное, с точки зрения затраченных на его создание материальных и человеческих ресурсов, орудие, с военной точки зрения является практически бесполезным. А какая же информация дошла до нас о самом проекте 1500-тонной САУ, которую министр вооружений Альберт Шпеер окрестил «Монстром»? Возможно, была предпринята попытка поставить на мобильное шасси именно Dora либо все супертяжёлые танки в целом, но кому-то пришло в голову поставить Dora на гусеничное шасси. Всё что у нас есть, это примерные наброски (предоставлены Карлом Говардом, австралийским исследователем) военного времени, но и они позволяют сделать несколько интересных выводов. Одной из причин почему нельзя просто увеличить размеры уже существующей модели танка, это увеличивающееся в прогрессии удельное давление на грунт (УДГ). Как мы знаем, вес танка и опорная площадь, контактирующая с поверхностью, являются главными величинами, влияющими на УДГ. Если говорить упрощённо, то вес танка растёт в кубе (длина-ширина-высота), а площадь опорной поверхности — лишь в квадрате (длина-ширина). Если мы вдвое увеличим размеры танка, то получим восьмикратное увеличение веса, в то время как опорная площадь увеличится лишь вчетверо, тем самым УДГ ухудшится вдвое (также надо учитывать вдвое большую нагрузку на подвеску, оси и т.д.). Очень лёгкие бронемашины имеют совсем узкие траки. Чем больше увеличивается вес танка, тем больший процент ширины танка покрывается траками.
У 188-ми тонного Panzer VIII Maus на траки приходится уже 66% ширины танка, а это уже две трети. В свете этого, планировавшееся УДГ 1,2 кг на 1 кв. см (что ниже, чем у Maus) для 1500-тонной САУ является неплохим стартом для анализа. Имея проектный вес в 1500 тонн (или около того) мы можем вычислить контактную площадь для достижения такого УДГ. Если брать общую ширину машины в 6 м (это практически самый верхний предел для передвижения по тогдашним дорогам), что примерно составляет ширину ж/д варианта Dora, получается, что ширина траков должна была составлять не менее 80% от общей ширины САУ. Каждый трак имел бы ширину 2,4 м. Но длина траков для достижения указанного УДГ должна была бы составить 27(!!!) метров. А в этом случае возникает другая проблема — эта САУ просто не смогла бы поворачивать. Главным аспектом при проектировании гусеничного привода является соотношение расстояния между центрами траков и длиной контактирующий поверхности траков. Нормальным соотношением для большинства гусеничных машин является 2:1. Для проекта 1500-тонной САУ это соотношение составило бы 7,5:1, что является очень удручающим показателем. Одним из выходов из этого тупика является использование сочленённого гусеничного шасси. Если бы были применены 4 гусеничных тележки, каждая длиной 14 метров, с возможностью их независимого поворота, то конструкция смогла бы работать. Наличие четырёх независимых гусеничных тележки прекрасно интегрировалось бы с четырьмя дизелями с подводных лодок «U», которые планировалось применить как силовую установку САУ. Все разработки тяжёлых танков доктора Porsche имели электропривод, так что трудно представить, что на танке такого размера было бы применено что-либо иное. На подводных лодках дизеля играли двойную роль: как основные движители и как генераторы электрического тока. Можно предположить, что на 1500-тонной САУ они использовались бы исключительно как генераторы. Логично предположить, что каждый дизель имел бы собственный генератор. Каждый генератор питал бы свой электромотор на одной из чётырёх гусеничных тележек. Естественно, что дизеля и генераторы располагались бы где-нибудь внутри корпуса и отпала бы необходимость в дополнительных механизмах привода. Другие моменты доступной информации трудно отразить на представленной реконструкции. Например, нельзя точно сказать где бы располагались две башни с орудиями второго калибра (150 мм). В частности, расположение их рядом друг с другом потребовало бы гораздо большей ширины танка, чем 6 метров. Другим загадочным моментом является бронирование в 250 мм. Если это САУ, то зачем ей такое бронирование на расстоянии ведения огня (до 45 км). Такое бронирование в первую очередь предназначено для машин прямого ведения огня, то есть для танков, но никак не для САУ. Ещё одним нонсенсом являлось оставшееся прежним (как и у ж/д Dora) заряжание орудия. Бортовой запас 800 мм снарядов не предусматривался. Поэтому резонно предположить, что для снабжения снарядами должен был использоваться какой-либо перевозчик боеприпасов, который бы за один раз подвозил бы один снаряд. Вполне возможно, что мог быть применён перевозчик боеприпасов на базе Panzer IV — такой же, какой использовался для доставки боеприпасов к САУ Karl. Кроме подвозчиков боеприпасов, такая громадная САУ должна была бы иметь также целую команду вспомогательных машин: разведывательные, сигнальные, мобильные посты корректировки огня, танки ПВО, полевая кухня и т.п.
Мы можем лишь гадать каким образом эта САУ могла бы перевозиться с места на место. На большие расстояния она могла бы перевозиться в разобранном виде по ж/д (как и Dora). Но вот как только её бы привезли на место назначения и собрали, вот тогда бы и началось веселье. Как и при использовании всех других негабаритных машин, весь предполагаемый путь движения 1500-тонной САУ должен был быть заранее тщательно проверен. При передвижении САУ занимала бы всю проезжую часть дороги, так что любое другое движение по ней должно было быть заранее перекрыто. Что касается движения по городу (если бы возникла такая необходимость), то оно могло привести к таким же последствиям, как и артиллерийский обстрел. Реки представляли бы меньшую проблему, так как большая высота САУ позволяла бы ей пересечь большинство рек вброд. Тем не менее, большой проблемой было бы высокое расположение центра тяжести САУ, обусловленное весом ствола, казённика и системы гашения отдачи, расположение которых по проекту было довольно высоко. Таким образом, кюветы дорог составляли бы самую большую опасность при передвижении САУ, грозящими опрокидыванием. И всегда надо помнить, что как и в историях с другими большими наземными машинами, есть большое различие между ПОДВИЖНОСТЬЮ и МОБИЛЬНОСТЬЮ.
Нам остается лишь радоватся, что такая техника никогда не была построена.