В городе Мёвике находится "Батарея Вара" – музей артиллерии, созданный на месте бывшего немецкого укрепленного форта.
После захвата весной 1940 года Дании и Норвегии перед немцами встал вопрос, как закрыть пролив Скагеррак, разделяющий обе страны, от прохода через него кораблей английского военного флота. Для этого в норвежском Мёвике и датском Ханстхолме были построены артиллерийские батареи, дальнобойные пушки которых перекрывали почти всю ширину Скагеракка (116 км в самом узком месте). Центральную часть пролива снабдили минными полями. Таким образом, путь в датские воды и дальше, в Балтику, для англичан должен был быть закрыт.
Строительство в Мёвике, на котором были заняты около 1400 человек, началось весной 1941 года. В скалах были прорублены места для четырех артиллерийских орудий калибра 38 см., сооружены многочисленные подсобные помещения, склады, построены подъездные пути. На стройке работали 750 норвежцев, 350 датчан, 300 немцев. Зимой 1942-43 гг для работ на батарее привезли 200 русских военнопленных, которые оставались здесь до конца войны. Подрядчиком проекта был инженерно-строительный концерн Фрица Тодта.
Обслуживали орудия батареи 600 немецких военнослужащих – 450 человек из Kriegsmarine (военно-морские силы рейха) и 150 человек, которые отвечали за охрану форта.
Кроме основных четырех орудий форт был вооружен 16 орудиями меньшего калибра. Все огневые точки, склады боеприпасов были соединены тоннелями, для которых в скалах были построены около трех километров железнодорожных путей.
12 марта 1942 года первые два орудия из четырех были опробованы в действии – из них были произведены выстрелы в сторону пролива. Еще одно орудие вступило в строй в ноябре того же года. C четвертым орудием вышла заминка – место для него было построено, но сама пушка до места не добралась – в феврале 1945 г. судно "Porto Alegre", перевозившее ценный груз, было потоплено английской авиацией в проливе Каттегат.
Такие же орудиями, как на батарее, концерн "Фридрих Крупп Эссен" вооружал линкоры "Бисмарк" и "Тирпиц". Калибр орудия модели SKC/34 – 38 см., вес – 337 тонн.
Пушка стреляла снарядами по 800 и 500 кг весом на расстояние от 43 до 55 км. Скорострельность - 1 выстрел в минуту. Обслуживала работу орудия команда из 62 человек.
Это орудие – всё, что осталось от вооружения форта на нынешний день. Батарея Вара так никогда и не участвовала в битвах Второй мировой. После войны под названием "Форт Мёвик" (Møvik Fort) батарея входила в состав береговой охраны Норвегии – здесь проходили обучение норвежские артиллеристы. 22 раза выстрелила каждая из оставшихся в форте пушек. Последний выстрел был сделан в 1952 году.
Место наводчика орудия. Трудно себе представить, что ощущает человек, находящийся внутри этой стальной коробки во время выстрела такой пушки.
После захвата весной 1940 года Дании и Норвегии перед немцами встал вопрос, как закрыть пролив Скагеррак, разделяющий обе страны, от прохода через него кораблей английского военного флота. Для этого в норвежском Мёвике и датском Ханстхолме были построены артиллерийские батареи, дальнобойные пушки которых перекрывали почти всю ширину Скагеракка (116 км в самом узком месте). Центральную часть пролива снабдили минными полями. Таким образом, путь в датские воды и дальше, в Балтику, для англичан должен был быть закрыт.
Строительство в Мёвике, на котором были заняты около 1400 человек, началось весной 1941 года. В скалах были прорублены места для четырех артиллерийских орудий калибра 38 см., сооружены многочисленные подсобные помещения, склады, построены подъездные пути. На стройке работали 750 норвежцев, 350 датчан, 300 немцев. Зимой 1942-43 гг для работ на батарее привезли 200 русских военнопленных, которые оставались здесь до конца войны. Подрядчиком проекта был инженерно-строительный концерн Фрица Тодта.
Обслуживали орудия батареи 600 немецких военнослужащих – 450 человек из Kriegsmarine (военно-морские силы рейха) и 150 человек, которые отвечали за охрану форта.
Кроме основных четырех орудий форт был вооружен 16 орудиями меньшего калибра. Все огневые точки, склады боеприпасов были соединены тоннелями, для которых в скалах были построены около трех километров железнодорожных путей.
12 марта 1942 года первые два орудия из четырех были опробованы в действии – из них были произведены выстрелы в сторону пролива. Еще одно орудие вступило в строй в ноябре того же года. C четвертым орудием вышла заминка – место для него было построено, но сама пушка до места не добралась – в феврале 1945 г. судно "Porto Alegre", перевозившее ценный груз, было потоплено английской авиацией в проливе Каттегат.
Такие же орудиями, как на батарее, концерн "Фридрих Крупп Эссен" вооружал линкоры "Бисмарк" и "Тирпиц". Калибр орудия модели SKC/34 – 38 см., вес – 337 тонн.
Пушка стреляла снарядами по 800 и 500 кг весом на расстояние от 43 до 55 км. Скорострельность - 1 выстрел в минуту. Обслуживала работу орудия команда из 62 человек.
Это орудие – всё, что осталось от вооружения форта на нынешний день. Батарея Вара так никогда и не участвовала в битвах Второй мировой. После войны под названием "Форт Мёвик" (Møvik Fort) батарея входила в состав береговой охраны Норвегии – здесь проходили обучение норвежские артиллеристы. 22 раза выстрелила каждая из оставшихся в форте пушек. Последний выстрел был сделан в 1952 году.
Место наводчика орудия. Трудно себе представить, что ощущает человек, находящийся внутри этой стальной коробки во время выстрела такой пушки.