Падающая башня в Пизе – колокольня собора в городе Пиза (Италия), расположенная на Соборной площади, которую часто называют «Площадь чудес».
Знаменитая 'падающая' башня (Torre Pe'ldente) - это колокольня (Campanile) собора в городе Пизе, часть редкостного по своей красоте архитектурного ансамбля, состоящего, помимо колокольни и собора, еще из часовни для крещения (баптистерия) и кладбища. Если бы 'падающая' башня не кренилась, а стояла строго вертикально, как все остальные башни на свете, слава ее ограничилась бы, вероятно, лишь узким кругом архитекторов и историков. Благодаря же своему конструктивному изъяну она известна во всем мире.
Работы по строительству кампанилы начались в 1174. Считается, что архитекторами были Бонанно Пизано и Гульельмо да Инсбрук. Фундамент колокольни был заложен на глубине трех метров на «подушке» из камня. Работы по строительству были приостановлены через 10 лет, когда было завершено возведение третьего колоннадного кольца, поскольку появились первые признаки наклона здания. Это объяснялось оседанием грунта, вызвавшего просадку фундамента на 30-40 см и отклонение башни от вертикали на 5 см. В 1275 работы вновь возобновились под руководством архитектора Джованни ди Симоне, который пытался выпрямить ось здания. Высота колокольни увеличилась на три этажа и достигла 48 м: в 1284 были завершены шесть этажей с лоджиями-галереями. Отклонение башни к тому времени составило более 90 см. В начале 14 в. на уровне шестого колоннадного кольца в больших проемах на ней были установлены колокола. Над шестым ярусом башни архитектор Томмазо ди Андрео Пизано возвел галерею со звонницей (1350–1372). В это время отклонение башни от вертикали составляло 1,43 м.
Сегодня, когда смотришь на башню снизу или, тем паче, сам взбираешься на ее верхнюю площадку по 294 ступеням, с замиранием сердца ощущая по пути, как все строение вот-вот завалится набок, остается только удивляться, как и почему она до сих пор не упала. С каждым годом угол ее наклона все увеличивается, и тревога за ее судьбу все растет. В начале нашего столетия отклонение от оси вертикали составляло 4,3 метра, сегодня оно составляет уже 4,6 метра
После того как колокольня собора Pavia разрушилась в 1989 году, Consorzio Progetto Torre di Pisa (Консорциум Проекта Пизанской Башни) поручил инженерам стабилизировать "Падающую" Башню. Из-за того, что Башня наклонялась в различных направлениях первые годы, она слегка искривилась, как банан. Инженеры работают над фундаментом Башни больше чем над самим строением, надеясь вернуть вершину башни примерно на 20 см назад. Но это означает, что 800-летняя башня останется "падающей".
Работы по сохранению башни (решению проблемы ее наклона) начались еще во время строительства. Первая комиссия экспертов работала на ней в 1298, проверки проводились в 1396, в 1550, неоднократные в 18–19 вв. До нашего времени на ней работали уже 15 комиссий. В 1935, чтобы сделать фундамент башни влагонепроницаемым, в него ввели жидкий цемент. В 1992 на высоте первой галереи и под карнизом памятника были наложены 18 стальных колец, покрытых специальным пластиком, которые должны были помешать дальнейшему проседанию здания. Для временного укрепления фундамента с северной стороны положили 600 тонн свинца, который в 1993 перенесли на платформу, соединенную с башней при помощи обручей.
Падающая' башня имеет цилиндрическую форму и устремляется ввысь своими восемью ярусами (считая звонницу). Шесть центральных ее этажей окаймлены изящными декоративными аркадами, в облике которых, возможно, сказалось влияние византийской или мусульманской архитектурной традиции. Вопрос о возможных мусульманских влияниях интересен вдвойне, поскольку до сих пор не ясно, возникла ли идея отдельно стоящей колокольни в христианской церковной архитектуре под воздействием мусульманских минаретов, или, напротив, сами эти минареты, с высоты которых муэдзины призывали верующих к моленью, ведут свою родословную от христианских колоколен.'Падающая' башня строилась как колокольня при Пизанском соборе, возведение которого началось столетием ранее. Случилось это после победного морского сражения пизанцев против сарацин при Палермо в 1063 году. В Пизанском соборе находятся несколько захоронений различных исторических деятелей, среди которых - гробница германского императора Генриха VII. Архитектурный стиль сооружения приобрел известность под названием романо-пизанского. В черно-белой мраморной облицовке наружных стен опять-таки очевидно влияние ислама. Фасад первого этажа увенчан аркадами, а в верхней части декоративные аркады расположены в несколько ярусов Друг над другом, уменьшаясь от центра к флангам и образуя фронтонную конструкцию. Собор с его средним и поперечным нефами и богато орнаментированным интерьером был окончательно достроен позже.
Круглая в плане башня, выполненная из камня и мрамора, вызывает восхищение своими грандиозными размерами, ажурностью и ощущением «эффекта падения». Высота восьмиярусной колокольни – 58,36 м над фундаментом, диаметр основания – 15,54 м, отклонение на уровне основания превышает 4 м. Центральный цилиндр башни выложен из кирпича. Толщина наружных стен уменьшается от основания к вершине (у основания – 4,9 м, на высоте галерей – 2,48 м). Нижний ярус колокольни украшен 15 полуколоннами. Ажурность и легкость башне придают колонны, с опирающимися на них округлыми арками, с проходами под ними: 6 ярусов аркад по 30 колонн в каждом. Наверху расположена нарядно украшенная звонница с колоколами. Внутри цилиндра колокольни идет винтовая лестница из 294 ступеней, по которой можно попасть на обзорную площадку.
Башня декорирована орнаментом из цветного мрамора (белого и светло-серого). У входа расположены барельефы с изображением фантастических животных, наверху – люнетта со скульптурой Мадонна с младенцем Андреа Гварди (15 в.)
В 1564 году в Пизе родился Галилео Галилей, будущий знаменитый ученый. Судя по его собственным рассказам, он использовал Пизанскую башню для своих опытов. С верхнего ее этажа он бросал различные предметы, чтобы доказать, что скорость падения не зависит от веса падающего тела.
Мастера, внёсшие огромный вклад в строительство и украшение Пизанской башни
Первым строителем храма был архитектор Бускетто, вероятно, выходец из Греции. На это указывают как фамилия мастера, так и предложенная им композиция собора, восходящая к идеям византийской архитектуры V века.
Знаменитая 'падающая' башня (Torre Pe'ldente) - это колокольня (Campanile) собора в городе Пизе, часть редкостного по своей красоте архитектурного ансамбля, состоящего, помимо колокольни и собора, еще из часовни для крещения (баптистерия) и кладбища. Если бы 'падающая' башня не кренилась, а стояла строго вертикально, как все остальные башни на свете, слава ее ограничилась бы, вероятно, лишь узким кругом архитекторов и историков. Благодаря же своему конструктивному изъяну она известна во всем мире.
Работы по строительству кампанилы начались в 1174. Считается, что архитекторами были Бонанно Пизано и Гульельмо да Инсбрук. Фундамент колокольни был заложен на глубине трех метров на «подушке» из камня. Работы по строительству были приостановлены через 10 лет, когда было завершено возведение третьего колоннадного кольца, поскольку появились первые признаки наклона здания. Это объяснялось оседанием грунта, вызвавшего просадку фундамента на 30-40 см и отклонение башни от вертикали на 5 см. В 1275 работы вновь возобновились под руководством архитектора Джованни ди Симоне, который пытался выпрямить ось здания. Высота колокольни увеличилась на три этажа и достигла 48 м: в 1284 были завершены шесть этажей с лоджиями-галереями. Отклонение башни к тому времени составило более 90 см. В начале 14 в. на уровне шестого колоннадного кольца в больших проемах на ней были установлены колокола. Над шестым ярусом башни архитектор Томмазо ди Андрео Пизано возвел галерею со звонницей (1350–1372). В это время отклонение башни от вертикали составляло 1,43 м.
Сегодня, когда смотришь на башню снизу или, тем паче, сам взбираешься на ее верхнюю площадку по 294 ступеням, с замиранием сердца ощущая по пути, как все строение вот-вот завалится набок, остается только удивляться, как и почему она до сих пор не упала. С каждым годом угол ее наклона все увеличивается, и тревога за ее судьбу все растет. В начале нашего столетия отклонение от оси вертикали составляло 4,3 метра, сегодня оно составляет уже 4,6 метра
После того как колокольня собора Pavia разрушилась в 1989 году, Consorzio Progetto Torre di Pisa (Консорциум Проекта Пизанской Башни) поручил инженерам стабилизировать "Падающую" Башню. Из-за того, что Башня наклонялась в различных направлениях первые годы, она слегка искривилась, как банан. Инженеры работают над фундаментом Башни больше чем над самим строением, надеясь вернуть вершину башни примерно на 20 см назад. Но это означает, что 800-летняя башня останется "падающей".
Работы по сохранению башни (решению проблемы ее наклона) начались еще во время строительства. Первая комиссия экспертов работала на ней в 1298, проверки проводились в 1396, в 1550, неоднократные в 18–19 вв. До нашего времени на ней работали уже 15 комиссий. В 1935, чтобы сделать фундамент башни влагонепроницаемым, в него ввели жидкий цемент. В 1992 на высоте первой галереи и под карнизом памятника были наложены 18 стальных колец, покрытых специальным пластиком, которые должны были помешать дальнейшему проседанию здания. Для временного укрепления фундамента с северной стороны положили 600 тонн свинца, который в 1993 перенесли на платформу, соединенную с башней при помощи обручей.
Падающая' башня имеет цилиндрическую форму и устремляется ввысь своими восемью ярусами (считая звонницу). Шесть центральных ее этажей окаймлены изящными декоративными аркадами, в облике которых, возможно, сказалось влияние византийской или мусульманской архитектурной традиции. Вопрос о возможных мусульманских влияниях интересен вдвойне, поскольку до сих пор не ясно, возникла ли идея отдельно стоящей колокольни в христианской церковной архитектуре под воздействием мусульманских минаретов, или, напротив, сами эти минареты, с высоты которых муэдзины призывали верующих к моленью, ведут свою родословную от христианских колоколен.'Падающая' башня строилась как колокольня при Пизанском соборе, возведение которого началось столетием ранее. Случилось это после победного морского сражения пизанцев против сарацин при Палермо в 1063 году. В Пизанском соборе находятся несколько захоронений различных исторических деятелей, среди которых - гробница германского императора Генриха VII. Архитектурный стиль сооружения приобрел известность под названием романо-пизанского. В черно-белой мраморной облицовке наружных стен опять-таки очевидно влияние ислама. Фасад первого этажа увенчан аркадами, а в верхней части декоративные аркады расположены в несколько ярусов Друг над другом, уменьшаясь от центра к флангам и образуя фронтонную конструкцию. Собор с его средним и поперечным нефами и богато орнаментированным интерьером был окончательно достроен позже.
Круглая в плане башня, выполненная из камня и мрамора, вызывает восхищение своими грандиозными размерами, ажурностью и ощущением «эффекта падения». Высота восьмиярусной колокольни – 58,36 м над фундаментом, диаметр основания – 15,54 м, отклонение на уровне основания превышает 4 м. Центральный цилиндр башни выложен из кирпича. Толщина наружных стен уменьшается от основания к вершине (у основания – 4,9 м, на высоте галерей – 2,48 м). Нижний ярус колокольни украшен 15 полуколоннами. Ажурность и легкость башне придают колонны, с опирающимися на них округлыми арками, с проходами под ними: 6 ярусов аркад по 30 колонн в каждом. Наверху расположена нарядно украшенная звонница с колоколами. Внутри цилиндра колокольни идет винтовая лестница из 294 ступеней, по которой можно попасть на обзорную площадку.
Башня декорирована орнаментом из цветного мрамора (белого и светло-серого). У входа расположены барельефы с изображением фантастических животных, наверху – люнетта со скульптурой Мадонна с младенцем Андреа Гварди (15 в.)
В 1564 году в Пизе родился Галилео Галилей, будущий знаменитый ученый. Судя по его собственным рассказам, он использовал Пизанскую башню для своих опытов. С верхнего ее этажа он бросал различные предметы, чтобы доказать, что скорость падения не зависит от веса падающего тела.
Мастера, внёсшие огромный вклад в строительство и украшение Пизанской башни
Первым строителем храма был архитектор Бускетто, вероятно, выходец из Греции. На это указывают как фамилия мастера, так и предложенная им композиция собора, восходящая к идеям византийской архитектуры V века.