Не секрет, что пули и снаряды - это лишь одна сторона войны. Параллельно всегда идет война вроде бы незаметная, вроде бы безобидная, вроде бы и не война вовсе - психологическая война. Соотношение "горячей" и "холодной" войн зависит от целого ряда сопутствующих факторов и может изменяться даже в течение одной кампании. Элементами психологической составляющей войны являются слухи, ложь, дозированная информация, просто дезинформация и так далее. Например, существуют термины "черная пропаганда" (когда создается видимость, что нужная одной стороне "правдивая информация" исходит от противника), "серая пропаганда" (источник "информации" тщательно скрывается) и "белая пропаганда" (источник совсем не скрывается).
"Только для офицеров".
Разумеется, использование эротики в целях пропаганды не являлось единственным содержанием психологических операций во Второй мировой войне и вовсе не являлось пропагандистской доминантой, хотя и активно применялось всеми главными противоборствующими сторонами - не только в песнях, но и, например, в листовках, которые сбрасывались на головы вражеских солдат вместо авиабомб.
В эротической пропаганде, рассчитанной на противника, можно выделить следующие основные направления:
- Общее направление для всех: деморализация вражеских солдат путем создания у них настроения обреченности, недостижимости прежней мирной жизни с их любимыми и любящими женщинами;
- Общее направление для всех: деморализация вражеских солдат путем перенаправления их ненависти на "тыловых крыс", которые развлекаются с их женами и невестами, пока сами солдаты гниют в окопах;
- Общее направление для всех: деморализация вражеских солдат путем дискредитации лидеров их государств, которые имеют все блага и половые и прочие утехи, пока сами солдаты... и так далее;
- Специфическое направление для Германии с ее политикой государственного антисемитизма: разжигание среди вражеских солдат резко антисемитских настроений, стремление посеять мысль, что союзники воюют и погибают ради прибылей еврейской верхушки, которая развлекается... и так далее, пока сами солдаты... и так далее;
- Специфическое направление для Германии и Японии, вынужденных, прямо или косвенно, воевать на два фронта: раскол в рядах союзников путем внедрения в головы вражеских солдат мысли, что одни союзники развлекаются... и так далее, пока другие союзники... и так далее.
"Только для рядовых".
"Джентельмены предпочитают блондинок,.."
"...но блондинки не любят калек".
Немецкие пропагандистские листовки, предназначенные для западных союзников во время 2 мировой войны.
Наши использовали тему эротики в какой-то степени в своей пропаганде против финнов во время Великой Отечественной, когда финны были союзниками немецких фашистов.
Финн приходит домой, а немец, лежащий в его постели, протягивает ему бумажку с надписью "Разрешение на транзит".
Предыстория тут такова, что немецкие войска были введены в Финляндию под предлогом транзита - чтобы попасть к тому времени в захваченную немцами Норвегию.
Тема та же (надпись на листовке): "Заканчивайте хозяйничанье и свинство немецких собак в вашей стране!"
Вообще, уже добавлю от себя, эту тему советская пропаганда обыгрывала и в радиопередачах и в текстовых листовках: что пока Пекка умирает на фронте, немец спит с его женой.
"Жизнь"
"Смерть".
На стыке 1944 и 1945 годов на головы уже американских солдат, продвигавшихся к линии Зигфрида, были сброшены ракетами с воздуха такие листовки:
Они представляют целую серию под общим названием "Два способа быть на войне". Левая ссылка-миниатюра представляет листовку, на которой под этим названием изображены убитые американские солдаты, и на оборотной стороне - крупная надпись: "И?" Справа же представлены альтернативные "способы быть на войне", которые демонстрируют оставшиеся за океаном сытые и довольные жизнью американцы, которые развлекаются там с женщинами.
"Только для офицеров".
Разумеется, использование эротики в целях пропаганды не являлось единственным содержанием психологических операций во Второй мировой войне и вовсе не являлось пропагандистской доминантой, хотя и активно применялось всеми главными противоборствующими сторонами - не только в песнях, но и, например, в листовках, которые сбрасывались на головы вражеских солдат вместо авиабомб.
В эротической пропаганде, рассчитанной на противника, можно выделить следующие основные направления:
- Общее направление для всех: деморализация вражеских солдат путем создания у них настроения обреченности, недостижимости прежней мирной жизни с их любимыми и любящими женщинами;
- Общее направление для всех: деморализация вражеских солдат путем перенаправления их ненависти на "тыловых крыс", которые развлекаются с их женами и невестами, пока сами солдаты гниют в окопах;
- Общее направление для всех: деморализация вражеских солдат путем дискредитации лидеров их государств, которые имеют все блага и половые и прочие утехи, пока сами солдаты... и так далее;
- Специфическое направление для Германии с ее политикой государственного антисемитизма: разжигание среди вражеских солдат резко антисемитских настроений, стремление посеять мысль, что союзники воюют и погибают ради прибылей еврейской верхушки, которая развлекается... и так далее, пока сами солдаты... и так далее;
- Специфическое направление для Германии и Японии, вынужденных, прямо или косвенно, воевать на два фронта: раскол в рядах союзников путем внедрения в головы вражеских солдат мысли, что одни союзники развлекаются... и так далее, пока другие союзники... и так далее.
"Только для рядовых".
"Джентельмены предпочитают блондинок,.."
"...но блондинки не любят калек".
Немецкие пропагандистские листовки, предназначенные для западных союзников во время 2 мировой войны.
Наши использовали тему эротики в какой-то степени в своей пропаганде против финнов во время Великой Отечественной, когда финны были союзниками немецких фашистов.
Финн приходит домой, а немец, лежащий в его постели, протягивает ему бумажку с надписью "Разрешение на транзит".
Предыстория тут такова, что немецкие войска были введены в Финляндию под предлогом транзита - чтобы попасть к тому времени в захваченную немцами Норвегию.
Тема та же (надпись на листовке): "Заканчивайте хозяйничанье и свинство немецких собак в вашей стране!"
Вообще, уже добавлю от себя, эту тему советская пропаганда обыгрывала и в радиопередачах и в текстовых листовках: что пока Пекка умирает на фронте, немец спит с его женой.
"Жизнь"
"Смерть".
На стыке 1944 и 1945 годов на головы уже американских солдат, продвигавшихся к линии Зигфрида, были сброшены ракетами с воздуха такие листовки:
Они представляют целую серию под общим названием "Два способа быть на войне". Левая ссылка-миниатюра представляет листовку, на которой под этим названием изображены убитые американские солдаты, и на оборотной стороне - крупная надпись: "И?" Справа же представлены альтернативные "способы быть на войне", которые демонстрируют оставшиеся за океаном сытые и довольные жизнью американцы, которые развлекаются там с женщинами.