Интересующиеся физикой знают, наверное, имя Карла Стёрмера (1874 – 1957) – норвежского геофизика, математика, исследователя явления полярных сияний, автора метода численного интегрирования обыкновенных дифференциальных уравнений, члена Парижской академии наук, Лондонского королевского общества, иностранного члена Академии наук СССР. Стёрмер известен в Норвегии еще и с другой стороны – как один из первых норвежских любителей фотографии. Причем, не совсем обычной.
В 1893 г., будучи еще студентом (первая фотография в этой записи), Стёрмер приобрел т.н. «шпионскую» фотокамеру, вооруженный которой, выходил на улицы норвежской столицы Кристиании (Осло), чтобы запечатлевать на круглый негатив (см. фото) проходящих мимо прохожих (в основном, молоденьких девушек). Плоский блин камеры прятался под пиджаком, а шнурок спуска затвора помещался в кармане. Стёрмер фланировал по главной улице города Карл-Йохан, делал шесть снимков и бежал домой, в лабораторию, чтобы проявить, напечатать снятое и аккуратно записать имена знакомых ему людей, попавших в объектив фотоаппарата.
Надо сказать, что получалось у него очень неплохо. Люди на снимках выглядели естественно, уличная атмосфера передавалась исключительно достоверно. Вот, например, портрет великого норвежского драматурга Генрика Ибсена. Старик идет куда-то по Карл-Йохан гата в сторону от центра к вокзалу.
А здесь Стёрмер увидел на улице своего будущего коллегу и учителя, известного физика Кристиана Биркеланда (его портрет украшает банкноту достоинством в 200 норвежских крон). Внимательный Биркеланд заметил спрятанный фотоаппарат и, похоже, остался не очень доволен тем, что его сфотографировали.
Больше половины из пятисот сохранившихся негативов – с изображениями молоденьких девиц, прогуливающихся по центру Кристиании. Возраст фотографа диктовал свои условия для выбора моделей.
На проходящем сейчас в Осло фестивале европейского документального кино Eurodok был показан двадцатиминутный фильм режиссера Эвальда Оттерстада, в котором описывается история увлечения знаменитого физика "шпионской" фотографией.
(с)
Все фото этой новости здесь
В 1893 г., будучи еще студентом (первая фотография в этой записи), Стёрмер приобрел т.н. «шпионскую» фотокамеру, вооруженный которой, выходил на улицы норвежской столицы Кристиании (Осло), чтобы запечатлевать на круглый негатив (см. фото) проходящих мимо прохожих (в основном, молоденьких девушек). Плоский блин камеры прятался под пиджаком, а шнурок спуска затвора помещался в кармане. Стёрмер фланировал по главной улице города Карл-Йохан, делал шесть снимков и бежал домой, в лабораторию, чтобы проявить, напечатать снятое и аккуратно записать имена знакомых ему людей, попавших в объектив фотоаппарата.
Надо сказать, что получалось у него очень неплохо. Люди на снимках выглядели естественно, уличная атмосфера передавалась исключительно достоверно. Вот, например, портрет великого норвежского драматурга Генрика Ибсена. Старик идет куда-то по Карл-Йохан гата в сторону от центра к вокзалу.
А здесь Стёрмер увидел на улице своего будущего коллегу и учителя, известного физика Кристиана Биркеланда (его портрет украшает банкноту достоинством в 200 норвежских крон). Внимательный Биркеланд заметил спрятанный фотоаппарат и, похоже, остался не очень доволен тем, что его сфотографировали.
Больше половины из пятисот сохранившихся негативов – с изображениями молоденьких девиц, прогуливающихся по центру Кристиании. Возраст фотографа диктовал свои условия для выбора моделей.
На проходящем сейчас в Осло фестивале европейского документального кино Eurodok был показан двадцатиминутный фильм режиссера Эвальда Оттерстада, в котором описывается история увлечения знаменитого физика "шпионской" фотографией.
(с)
Все фото этой новости здесь