Для промывки мозгов не нужны никакие научно-фантастические штучки или гипнотическая хрень как в фильме «Манчжурский кандидат». Существует целая куча реальных и испытанных способов, с помощью которых можно обойти мыслящую часть вашего мозга и щелкнуть выключателем, расположенным глубоко внутри, на котором написано «ПОДЧИНЯТЬСЯ».
Осторожно! Много букаф!
Некоторые из вас, наверное, подумали: «Да просто сделайте рекламу со старыми добрыми большими сиськами! Это кого хочешь убедит!».
Это, конечно же, так…
…но имеется целый арсенал способов манипулирования, которые будут намного круче, чем самые эффектные сиськи…
№ 6. Скандирование лозунгов
Все лидеры культов, сержанты-инструкторы по строевой подготовке, гуру по самосовершенствованию и политики знают, что если вы хотите заглушить все эти дурацкие сомнения в толпе, заставьте их скандировать повторяющуюся фразу или лозунг. Такие методы называют методами остановки мышления, потому что, плохо ли, хорошо ли, но они делают именно это.
Похоже на:
«Повторяйте за мной, ребята!»
«ЕЩЕ ЧЕТЫРЕ ГОДА! ЕЩЕ ЧЕТЫРЕ ГОДА! ЕЩЕ ЧЕТЫРЕ ГОДА!»
«Раз, два, три, четыре, морская пехота всех круче в мире. Раз, два…»
Почему это работает:
Аналитическая часть вашего мозга и часть, которая отвечает за выполнение повторяющихся действий, работают в разных «комнатах». Но не надо быть экспертом, чтобы понять это. Вы и так знаете, что не сможете решить сложную логическую задачу, если я заставлю вас во время решения постоянно выкрикивать припев из песни группы Chumbawamba. Попробуйте сами.
Медитация работает точно так же. Заклинания и мантры, предназначенные для «успокоения разума» — тоже. Утомленным людям бывает полезно заглушить эти надоедливые голоса, но еще полезнее это бывает для того парня, который хочет заглушить аудиторию, наполненную надоедливыми внутренними голосами, которые намекают, что то, что он говорит, может быть абсолютным бредом.
Недавно было замечено:
На политических собраниях, обратите внимание, как они натренировали аудиторию заполнять паузы между аплодисментами скандированием («С-Ш-А! С-Ш-А! С-Ш-А!»), вместо того, чтобы, скажем, предаваться задумчивому молчанию и тщательно обдумывать то, что только что сказал оратор.
А тем, кто работал в Wal-Mart, знакома их «фирменная» речевка, с которой начинается каждая смена:
<!-- generated by WordPress plugin Embedded Video with Link -->
А еще раньше они приносили в жертву козу, но организация по защите прав животных потребовала это прекратить.
№ 5. Подсовывание дерьма в ваше подсознание
Развитие новостных интернет-порталов породило совершенно новый коварный метод подсовывания чуши. Они (далее под словом «Они», с большой буквы «О», будут подразумеваться те, кто получает зарплату за манипулирование вашим мнением) поняли, что большинство не читает статьи целиком, а лишь просматривает заголовки. И этим можно воспользоваться, благодаря тому, как мозг хранит воспоминания.
Сайт Drudge Report за счет этого живет. Предположим, какой-нибудь анонимный источник сообщает новостному блогу, что сенатор Смит заправляет тайным борделем для геев в Новом Орлеане. На сайте появляется заголовок:
НОВЫЕ ВОПРОСЫ ПРО ТАЙНЫЙ БОРДЕЛЬ СМИТА ДЛЯ ГОЛУБЫХ
Или, возможно, в конце будет поставлен вопросительный знак:
СМИТ: ЖОПОМАСТЕР ТАЙНОГО БОРДЕЛЯ ДЛЯ ГОЛУБЫХ?
Неважно, что заголовок лишь содержит вопрос про бордель. Идея была посеяна и пару месяцев спустя, когда кто-то в разговоре возле автомата с водой упомянет сенатора Смита, вы скажете: «Это тот парень из борделя для голубых, да?».
Похоже на:
«КАК ОБАМА СВЯЗАН С ЛЕВЫМИ ЭКСТРЕМИСТАМИ?»
«TOYOTA PRIUS — РАСТОЧИТЕЛЬНЕЕ ХАММЕРА?»
«ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК НАЗЫВАЕТ ПРИЧИНЫ РАЗРУШЕНИЯ ВСЕМИРНОГО ТОРГОВОГО ЦЕНТРА «НЕВЫЯСНЕННЫМИ»
Почему это работает:
Это называется «амнезией источника». Например, вам известно кто такая росомаха, но, вероятно, вы точно не помните, откуда вы это узнали. Хранилище мозга ограничено, поэтому он хранит лишь важные крупицы информации (что росомаха — это маленький свирепый зверь) и, как правило, избавляется от незначительного контекста, т.е. когда и где вы узнали об этом (возможно из фильма «Красный рассвет»).
В эпоху интернета и информационной перегрузки Они очень легко могут использовать этот механизм. Еще Они узнали, что частица информации — например грязный слух о неком политике — может подаваться с различными уточняющими деталями (вопросительный знак, отнесение к дерьмовому источнику, слово «неподтвержденный»), но зачастую мозг запоминает лишь сам слух и полностью забывает детали.
И вот еще что: такое происходит, даже если заголовок, который мы прочли, относится к тому, что слух ложный.
Это можно видеть ежедневно, в каждом цикле выборов. Весь смысл того, чтобы запустить сомнительный слух в прессу, заключается в том, чтобы заставить оппонента опровергнуть его. Зачем? Потому что Они знают, что опровержение работает так же хорошо, как и обвинение. Благодаря амнезии источника, для миллионов людей все три заголовка…
СМИТ ОПРОВЕРГАЕТ СЛУХИ О БОРДЕЛЕ ДЛЯ ГЕЕВ
СМИТ ОТКАЗЫВАЕТСЯ КОММЕНТИРОВАТЬ СЛУХИ О БОРДЕЛЕ ДЛЯ ГЕЕВ
СМИТ СОГЛАШАЕТСЯ СО СЛУХАМИ О ГОЛУБОМ БОРДЕЛЕ
…запомнятся, как одно и то же.
Недавно было замечено:
Во время предварительных президентских выборов на Drudge Report появилась огромная фотография Барака Обамы в чалме. Под ней был подстрекательский заголовок о том, как это отвратительно, что сотрудники аппарата Клинтон распространяли такую фотографию.
Огромное количество людей, которые видели ее, запомнят лишь саму фотографию (спустя несколько месяцев 13% избирателей все еще думали, что он мусульманин). В этом и заключается весь смысл.
№ 4. Контролирование того, что вы смотрите и читаете