Автомобиль скорой помощи (карета скорой помощи, эмбюленс) — автомобиль для перевозки с места происшествия в больницу людей, требующих скорой медицинской помощи. Как правило такие автомобили оборудуются на базе микроавтобусов или развозных грузовых автомобилей. Следуя по вызову, автомобиль скорой помощи имеет ряд преимуществ перед другими участниками дорожного движения, закреплённый правилами дорожного движения.
1945 — 2000 года
1. ЗИС-110А
В первые послевоенные годы (с 1947 года) базовой машиной Скорой помощи стали ЗИС-110А (санитарная модификация знаменитого лимузина ЗИС-110), созданная на заводе в тесном сотрудничестве с руководителями Московской станции скорой помощи А.С.Пучковым и А.М.Нечаевым с использованием накопленного в довоенные годы опыта. Видно, что задняя дверь открывалась вместе с задним стеклом, что значительно удобнее, чем было на ЗИС-101. Справа от носилок виден ящик — видимо, там было предусмотрено его «штатное место».
Машина оснащалась восьмицилиндровым рядным двигателем шестилитрового объема, мощностью 140 л.с., благодаря которому была быстроходной, но очень прожорливой — расход топлива 27,5 л/100 км.
До наших дней сохранилось не менее двух таких автомобилей.
2. ГАЗ-12Б ЗИМ «Скорая помощь»
В 50-х годах на помощь ЗИСам пришли машины ГАЗ-12Б ЗИМ. Переднее сидение отделялось стеклянной перегородкой, в задней части салона располагались выдвижные носилки и два раскладывающихся сидения.
Шестицилиндровый двигатель ГАЗ-51 в форсированном варианте достигал мощности 95 л.с., был несколько «скромнее» по динамическим качествам, чем ЗИС-110, зато и бензина (А-70, считавшегося в те годы высокооктановым) потреблял заметно меньше —18,5 л/100 км.
Так что на представительских автомобилях в СССР мог раскатывать, в принципе, любой, а не только партийные боссы:-)
ЗИМы, как, впрочем, и ЗИС-110 могли переделываться в кустарных условиях из пассажирской в скорую (при передаче машин от партийных и советских органов в здравоохранение, что наблюдалось, например, в Якутске), так и наоборот — из скорой в пассажирскую -после того, как отходившая свое машина списывалась и продавалась по остаточной стоимости населению.
3. ГАЗ-М20 «Победы»
Существовала и медицинская модификация знаменитой «Победы» ГАЗ-М20. В машине несколько наискось располагались складные носилки. Левая половинка спинки заднего сидения могла откидываться, освобождая место для носилок. Похожая конструкция применяется до сегодняшнего дня.
Нет сведений о наличии у этой машины собственного буквенного индекса, обозначавшего ее принадлежность, также как и информации о производстве данной модификации на Горьковском автозаводе. Возможно, эта машина переделывалась из серийной на авторемонтных заводах и в гаражах скорой помощи по чертежам ГАЗа.
4. ПАЗ-653
ПАЗ-653 (на базе легендарного ГАЗ-51 с кузовом, созданным на Павловском автобусном заводе).
В кузове машины было расположено четверо носилок или 13 мест для сидения (не считая водителя и санитара). Такая машина снималась в фильме «Кавказская пленница», – «Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса…» говорил водитель автомобиля.
Существовал и более ранний (вероятно до 1956 года выпуска) вариант санитарного ПАЗ-653, несколько отличавшийся внешне, в том числе дерево-металлической кабиной.
5. РАФ-977И
Основным автомобилем Скорой помощи городов в 1960-х были специализированные машины РАФ-977И (выпускались Рижским автомобильный заводом на агрегатах «Волги» ГАЗ-21).
Судя по всему, именно на эти машины впервые стали ставить проблесковые маячки красного цвета.
С 1957 года в Москве организована двусторонняя радиосвязь между бригадами и оперативным отделом станции. (Я всегда считал, что это автомобили ЕрАЗ – Ереванского автомобильного завода, оказывается фургон ЕрАЗ-762 выпускался, так сказать по лицензии Рижского завода с 1966 по 1994 гг. Но скорые были РАФы)
6. ГАЗ-22
Горьковский автозавод построил на базе машин ГАЗ-21 универсалы ГАЗ-22Б и ГАЗ-22Д (индекс изменился после модернизации базовой машины), которые выпускались в большом количестве.
Кстати, выпускались и экспортные модификации ГАЗ-22БМ и ГАЗ-22Е.
7. РАФ-2915
Во второй половине 1970-х появились новые «РАФики» — машины РАФ-22031, собиравшиеся на новом производстве в Елгаве на основе «Волги» нового поколения — ГАЗ-24. После модернизации и некоторого изменения внешнего оформления машине был присвоен индекс РАФ-2915. Те, кто давно работает на скорой, до сих с теплотой вспоминают эти микроавтобусы за мягкую подвеску и возможность маневра в тесных дворах. Машина давно снята с производства, Рижский автозавод давно закрыт, а эта машина все еще работает в небольших городах и некоторых ведомственных медучреждениях.
8. РАФ-2914
Завод РАФ по образу РАФ-ТАМРО (финская фирма ТАМРО предлагала специализированные машины — реанимационную, кардиологическую и т.п.) выпускал реанимобили с высокой крышей по 200 штук в год. Эти машины носили индекс РАФ-2914. Внешне машины отличались «мигалками-кубиками», расположенными по краям надстройки крыши. Они обходились бюджету существенно дешевле финских, но и качество их было похуже.
9. УАЗ-450А, УАЗ-3962 «таблетка»
1945 — 2000 года
1. ЗИС-110А
В первые послевоенные годы (с 1947 года) базовой машиной Скорой помощи стали ЗИС-110А (санитарная модификация знаменитого лимузина ЗИС-110), созданная на заводе в тесном сотрудничестве с руководителями Московской станции скорой помощи А.С.Пучковым и А.М.Нечаевым с использованием накопленного в довоенные годы опыта. Видно, что задняя дверь открывалась вместе с задним стеклом, что значительно удобнее, чем было на ЗИС-101. Справа от носилок виден ящик — видимо, там было предусмотрено его «штатное место».
Машина оснащалась восьмицилиндровым рядным двигателем шестилитрового объема, мощностью 140 л.с., благодаря которому была быстроходной, но очень прожорливой — расход топлива 27,5 л/100 км.
До наших дней сохранилось не менее двух таких автомобилей.
2. ГАЗ-12Б ЗИМ «Скорая помощь»
В 50-х годах на помощь ЗИСам пришли машины ГАЗ-12Б ЗИМ. Переднее сидение отделялось стеклянной перегородкой, в задней части салона располагались выдвижные носилки и два раскладывающихся сидения.
Шестицилиндровый двигатель ГАЗ-51 в форсированном варианте достигал мощности 95 л.с., был несколько «скромнее» по динамическим качествам, чем ЗИС-110, зато и бензина (А-70, считавшегося в те годы высокооктановым) потреблял заметно меньше —18,5 л/100 км.
Так что на представительских автомобилях в СССР мог раскатывать, в принципе, любой, а не только партийные боссы:-)
ЗИМы, как, впрочем, и ЗИС-110 могли переделываться в кустарных условиях из пассажирской в скорую (при передаче машин от партийных и советских органов в здравоохранение, что наблюдалось, например, в Якутске), так и наоборот — из скорой в пассажирскую -после того, как отходившая свое машина списывалась и продавалась по остаточной стоимости населению.
3. ГАЗ-М20 «Победы»
Существовала и медицинская модификация знаменитой «Победы» ГАЗ-М20. В машине несколько наискось располагались складные носилки. Левая половинка спинки заднего сидения могла откидываться, освобождая место для носилок. Похожая конструкция применяется до сегодняшнего дня.
Нет сведений о наличии у этой машины собственного буквенного индекса, обозначавшего ее принадлежность, также как и информации о производстве данной модификации на Горьковском автозаводе. Возможно, эта машина переделывалась из серийной на авторемонтных заводах и в гаражах скорой помощи по чертежам ГАЗа.
4. ПАЗ-653
ПАЗ-653 (на базе легендарного ГАЗ-51 с кузовом, созданным на Павловском автобусном заводе).
В кузове машины было расположено четверо носилок или 13 мест для сидения (не считая водителя и санитара). Такая машина снималась в фильме «Кавказская пленница», – «Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса…» говорил водитель автомобиля.
Существовал и более ранний (вероятно до 1956 года выпуска) вариант санитарного ПАЗ-653, несколько отличавшийся внешне, в том числе дерево-металлической кабиной.
5. РАФ-977И
Основным автомобилем Скорой помощи городов в 1960-х были специализированные машины РАФ-977И (выпускались Рижским автомобильный заводом на агрегатах «Волги» ГАЗ-21).
Судя по всему, именно на эти машины впервые стали ставить проблесковые маячки красного цвета.
С 1957 года в Москве организована двусторонняя радиосвязь между бригадами и оперативным отделом станции. (Я всегда считал, что это автомобили ЕрАЗ – Ереванского автомобильного завода, оказывается фургон ЕрАЗ-762 выпускался, так сказать по лицензии Рижского завода с 1966 по 1994 гг. Но скорые были РАФы)
6. ГАЗ-22
Горьковский автозавод построил на базе машин ГАЗ-21 универсалы ГАЗ-22Б и ГАЗ-22Д (индекс изменился после модернизации базовой машины), которые выпускались в большом количестве.
Кстати, выпускались и экспортные модификации ГАЗ-22БМ и ГАЗ-22Е.
7. РАФ-2915
Во второй половине 1970-х появились новые «РАФики» — машины РАФ-22031, собиравшиеся на новом производстве в Елгаве на основе «Волги» нового поколения — ГАЗ-24. После модернизации и некоторого изменения внешнего оформления машине был присвоен индекс РАФ-2915. Те, кто давно работает на скорой, до сих с теплотой вспоминают эти микроавтобусы за мягкую подвеску и возможность маневра в тесных дворах. Машина давно снята с производства, Рижский автозавод давно закрыт, а эта машина все еще работает в небольших городах и некоторых ведомственных медучреждениях.
8. РАФ-2914
Завод РАФ по образу РАФ-ТАМРО (финская фирма ТАМРО предлагала специализированные машины — реанимационную, кардиологическую и т.п.) выпускал реанимобили с высокой крышей по 200 штук в год. Эти машины носили индекс РАФ-2914. Внешне машины отличались «мигалками-кубиками», расположенными по краям надстройки крыши. Они обходились бюджету существенно дешевле финских, но и качество их было похуже.
9. УАЗ-450А, УАЗ-3962 «таблетка»