М.С. Наппельбаум

Автор: Jura от 23-08-2012, 13:02, посмотрело: 238

0
Было ба неразумно из-за нехватки времени оставлять идею подборки классиков фотографии. Потому, следующие посты будут состоять из нередактированных и неадаптированных под Копипаст статей. Быть может, оно и к лучшему. - Алфей
«Классик искусства фотопортрета»
Анри Вартанов

Статья по источнику.
«Советские Фото», журнал/ №11, . - 1988 г.
http://www.photoweb.ru/prophoto/biblioteka/Photograph/klassik/klassik.htm
В истории русской и советской фотографии немало славных имен мастеров, творивших в жанре портрета. И все же среди них имя Моисея Соломоновича Наппельбаума является, пожалуй, наиболее значительным. Родившись в 1869 году, он прошел долгий жизненный и творческий путь. Судьба распорядилась так, что ему посчастливилось встретиться с выдающимися людьми России двух важнейших исторических этапов: периода, когда на смену Х1Х веку приходил век ХХ, и эпохи становления ней новых социальных отношений после Октября 1917 года. Но прежде чем произошли эти встречи, Наппельбаум прошел нелегкий путь овладения фотографическим ремеслом – весьма похожий на путь многих других и в то же время довольно необычный. В 14 -летнем возрасте родители отдали его учеником в портретное ателье “Боретти” в Минске, где жила их семья. Мальчик, как положено, должен был освоить одну за другой три основные профессии: сначала копировщика, затем ретушера и, наконец, фотографа. Обладая способностями, он проделал этот путь быстрее, чем другие, – за три года.
М.С. Наппельбаум


М.С. Наппельбаум
В поисках знаний и опыта Наппельбаум отправляется в странствия по большим и малым городам России. Смоленск, Москва, Козлов, Одесса, Евпатория, Вильно, Варшава сменяют друг друга, затем отправляется в далекую Америку, работает в Нью-Йорке, Питтсбурге, других городах США.
М.С. Наппельбаум


Георгий Димитров
Лишь в 1895 году, вернувшись в Минск он открывает свое портретное ателье, начинает работать самостоятельно. Пятнадцать лет, проведенных в родном городе, стали важным этапом в формировании творческих принципов фотографа. Прежде всего он ощутил необходимость отказаться от ряда привычных для портретистов норм: отверг привычную для коммерческих ателье искусственность и красивость поз, отказался от привычных, кочующих из снимка в снимок аксессуаров, перестал использовать белые или однотонно-серые фоны. Коллегам Наппельбаума поиски молодого фотографа не внушали доверия. Он, в свою очередь, платил им равнодушием: надо заметить, что и в последующие десятилетия Наппельбаум обычно сторонился профессиональной среды, предпочитая ей общение с художниками, писателями, актерами.
М.С. Наппельбаум


Д.Д. Шостакович
Убедившись, что в Минске ему не найти понимания, Наппельбаум решил переехать в столицу. Так, в 1910 году он оказался в Петербурге, начал сотрудничать в богато иллюстрированном журнале “Солнце России”, где понравились его работы, сделанные еще в Минске. В связи с приближавшимся полувековым юбилеем столичной консерватории журнал заказал ему серию портретов музыкантов-профессоров. Юбилейный номер «Солнца России», составленный из снимков Наппельбаума, привлек к себе внимание: фотограф стал постоянным сотрудником популярного издания.
М.С. Наппельбаум


А.В. Луначарский
Эти годы стали переломными в творчестве портретиста. Он стал владельцем собственной фотостудии, причем расположенной в самом центре, на Невском проспекте, в красивом шестиэтажном доме.
Семья портретиста была большой и дружной: жена, четыре дочери, сын. Старшие дочери увлекались поэзией, и в доме Наппельбаума образовался своеобразный клуб, члены которого собирались по понедельникам. Известные поэты Ахматова и Гумилев, Лунц и Кузмин, Тихонов и Рождественский были завсегдатаями этих «понедельников».
М.С. Наппельбаум

Н.С.Гумилев
М.С. Наппельбаум


Блок и Чуковский
Уже в эту пору окончательно сформировались вкусы фотографа: его интересовали изобразительное искусство, театр, литература. Позже он не уставал повторять, что учителей своих нашел в художественных музеях – в Эрмитаже и Третьяковской галерее. Это Рубенс и Ван Дейк, Репин и Серов, Рафаэль и Леонардо да Винчи. Однако самое сильное воздействие на Наппельбаума-портретиста оказал, несомненно, Рембрандт.
М.С. Наппельбаум


К.С. Станиславский
В начале века в среде фотографов было модным так называемое «рембрандтовское» освещение. Изучив творчество великого живописца, Наппельбаум понял, что модное следование художнику было весьма далеким от сути его поисков. “К чему сводилось освещение «Рембрандт» в фотографии? – писал портретист, вспоминая это время. – Резкое боковое или заднее освещение, пучок лучей, направленный на лицо, руки или часть фигуры. Вот и все. Разве мы понимали, что у Рембрандта расположение света и теней в соответствии с фоном сообщает особую живость фигуре или рельефность предмету, что, переданный вдохновенной рукой Рембрандта, он начинает жить своей реальной жизнью именно благодаря распределению на нем света и теней”.
М.С. Наппельбаум


А.Н. Толстой
Развивая свои представления о значении света в фотопортрете, он стал использовать в качестве единственного источника освещения тысячеваттную электрическую лампочку, помещенную в самодельный софит. “Всю свою дальнейшую жизнь, – признавался Наппельбаум много позже, – я работал с одним источником света. Если я достиг чего-либо в искусстве фотопортрета, то в значительной мере благодаря этой довольно примитивной по конструкции лампе. Она сразу дала освещение, которого мне так не хватало”.
М.С. Наппельбаум


А.А. Блок
В написанной на склоне лет книге “От ремесла к искусству” фотограф признается, что необходимость снимать каждого, кто приходил в студию, была для него тяжелым бременем. Возможность снимать крупных музыкантов, профессоров консерватории, предоставленная ему редакцией “Солнца России”, оказалась очень близкой творческим пристрастиям фотографа. Раздвоение между каждодневной работой в своем ателье и творческими заказами, получаемыми от прессы, начинало все больше беспокоить фотохудожника. Однажды, в январе 1918 года, через два с половиной месяца после Октябрьской революции Наппельбауму сообщили, что за ним приедут из издательства, чтобы сделать портрет В. И. Ленина. Эта работа стала переломной и в жизни, и в творчестве Наппельбаума. За январской съемкой в Смольном последовали и другие. Удачный ленинский портрет был началом целого цикла снимков руководителей молодого Советского государства.

Категория: Назад в прошлое

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.