Это не такой старый собор. Ему только 500 лет. Но именно он стал символом земного могущества пап в те года, как является символом небесного величия Церкви сейчас.
Первый камень заложили по приказу папы Юлия II осенью 1506 года. А вот освятили его только спустя 120 лет. И вот почему.
Кто был автором идеи собора, мы сказать не можем. Зато известен автор первого проекта - Донато Браманте. Вторым и, в общем, не вполне успешным архитектором стал Рафаэль.
Третьим - Антонио да Сангалла. С его приходом не только зашевелилось строительство, но и преобразился ход работы над проектом. От первоначальной задумки, по сути, не осталось почти ничего.
Папская идея величия требовала не храм. Ей требовался колосс и восьмое чудо света. Но наследникам римских императоров (ах, мечты, мечты…) всегда катастрофически не хватало казны. Выход был найден изумительный – папы решили увеличить количество продаваемых индульгенций, что, в свою очередь, - правильно вы говорите, - дало толчок Реформации.
Потом была война с испанцами. Собор забросили, как забросили и пап.
И вот здесь следует остановиться. Папство встало на ноги, архитекторы сменяли один другого, собор стоял, как стоял и подвижек не предвиделось, НО! В 1546 году Рим удачно пригласил на вакантную должность Микеланджело Буанарротти.
Он и замкнул дело на себе на последующие 18 лет.
Микеланджело терпеть не мог Браманте. Но уважал его, как архитектора. Войдя в противоречие сердца и головы, Микеланджело нашел компромисс в том, что сделал проект не просто громадины, - так понравившейся папе базилики, - он строит грандиозную ротонду, Риму, вообще-то непривычную. Гениальный мастер построил почти все. Не успел – только купол…
Купол возвел Джакомо делла Порта. Совсем не такой, какой хотел Микеланджело. А в веке XVII Карло Мадерна и вовсе возвращает собору форму креста – такой привычной и спокойной базилики. Заканчивает стройку знаменитый маэстро Бернини.
Бернини же принадлежит значительная часть внутреннего убранства.