В средние века Париж был совсем мал. Он занимал место современного острова Сите. А в центре старого Парижа высился собор Notre Dame de Paris. Собственно, он и сейчас – в центре. Изменился только масштаб.
Как и в России, лучшие французские соборы посвящены Богоматери: Реймс, Шартр, Амьен, Лан. Они величественны и прекрасны в строгости, так приятной католичеству. И все же, Собор Парижской Богоматери – лучший из них.
Для кого еще секрет, что в древние времена храмы строили на месте языческих капищ, которые, в свою очередь, ставили при основании любого поселения. Церквами люди освящали места жительства, изгоняя из сердец память о служении древним богам и божкам, насколько беспощадным, настолько же и кровожадным.
Notre Dame de Paris изгнал из Силе Юпитера. Именно ему пели на этом месте хвалы галлы, покуда их, смешавшихся к той поре с франками, не крестил св. Дионисий (французы верят, что Ареопагит; историки скептически улыбнуться – временные несостыковочки…). Через два века после этого события, в XII веке был заложен первый камень будущей легенды готики. Сначала там стояла базилика св. Этьена (мы бы сказали – Стефана).
Строили храм быстро. Всего 200 лет ушло на строительство, что, по тогдашним меркам – пустяковый срок. В нем угадывается романский стиль, но, все же, собор – целиком готический.. Две знаменитые башни начали возводить в 1200 году.
Французские революционеры были ненамного благочестивее своих русских потомков. Собор уцелел после взрыва аббатства Клюни по прозаической причине – у ценителей liberté, égalité, fraternité просто кончилась взрывчатка. Они, впрочем, не растерялись, и превратили его в Храм Разума. В 1792 году танцовщица Фанни Обри воплощала там инкарнацию какого-то божества, ведомого одним только безбожникам.
Конец вакханалии положил Наполеон. В 1802, накануне его коронации, собор освятили заново. Так поступают после осквернения. Тогда же он приобрел античные колонны на готическом портале. Довольно странно, но вполне в духе времени.
В середине XIX столетия Виоле-ле-Дюк реконструировал собор. Сколько у этого модного архитектора было ругателей – не счесть. Сколько их сейчас – не знает никто. Крышу собора заселил демонами и химерами именно он. В готическом соборе, считал он, химера обязана соседствовать со статуей Богоматери, а горгулья – с апостольским образом.