Музей, с которым я познакомлю вас в этот раз, безусловно, уникален. Он не хранит в себе старые реликвии, драгоценности или произведения искусства. Он хранит в себе вещи куда как более важные – разгадки тайн природы. Если быть точнее, разгадку самой значительной и величественной ее тайны – тайны человеческого тела.
В музей анатомии человека на кафедре «Нормальной и топографической анатомии» Рязанского государственного медицинского университета мне было попасть не так уж легко. Однако барьеры удалось преодолеть, и я оказался в этом интересном месте. Музей мне показывал кандидат медицинских наук Артем Владимирович Павлов, а экскурсия началась еще за долго до того, как я переступил порог «заповедных» помещений музея. Началось все с беседы о самом музее, о его экспонатах и о том нужно ли это посещение людям далеким от медицины. Как я потом понял, доктор Павлов избрал верный путь…
- …музей действительно старый. – Начинался рассказ доктора. - Институт переехал в эти корпуса в 60-х годах прошлого века. Здание, в котором размещается кафедра «Нормальной и топографической анатомии» построено в 67 году прошлого века. Когда в 1950 году институт переводили из Москвы в Рязань, то вместе со всем остальным переехал и музей анатомии человека. Некоторые экспонаты которого весьма почтенного возраста. Например, мумифицированная голова с тщательно отприпарированными артериями была выполнена в 1906 году. Витрины музея полны необычными с точки зрения обывателя и уникальными, по мнению специалистов препаратами.
В настоящий момент не найдется кафедры анатомии человека, не имеющей собственного музея. В его залах студенты имеют возможность самостоятельно изучать особенности строения человеческого тела, сравнивая изображения в атласах с реальным расположением органов и структур. По мнению профессора В.Н.Тонкова идеальный анатомический музей, служащий для обучения студентов и врачей, должен иметь четыре составляющие: учебный музей, аудитории практических занятий, собрание препаратов, служащих для демонстрации на лекциях, научный музей кафедры.
В нашем музее все устроено для студентов. Важной миссией учебного музея анатомии можно считать то, что он позволяет студентам и врачам восстанавливать в памяти в течение семестров обучения все необходимые сведения. Вряд ли кто из современных специалистов подвергнет сомнению то, что адекватное запоминание материала основывается главным образом на зрительном восприятии. Чем чаще повторяется впечатление, тем прочнее картина предмета в памяти. Учебный музей со своими многочисленными экспонатами, снабженными яркими и краткими пояснениями, способствует тому, чтобы студенты приобретали как можно больше зрительных впечатлений.
Однако, он не такой современный, как был в свое время. Да, для 60-х – это лучшее, что было на тот момент, сейчас многое уже надо менять. Жалюзи, система кондиционирования, отопления с поддержанием постоянной температуры в залах – все это необходимо сейчас, но пока достаточного финансирования нет, музей работает, так же как и полвека назад.
Сейчас экспозиция размещается в трех залах. В первых двух расположены препараты, иллюстрирующие раздел нормальной анатомии человека. Там можно увидеть отдельные органы тела человека в норме. В третьем же находятся препараты топографической анатомии, показывающие взаимоотношение органов в отдельных областях тела. Знание топографической анатомии чрезвычайно важно практикующему врачу. Все органы в теле человека находятся в определенных анатомических взаимоотношениях, и знать особенности их положения, кровоснабжения и иннервации представляется необходимым для успешной постановки диагноза и последующего лечения.
Музей кафедры является гордостью ее сотрудников и каждый преподаватель стараетсяся привнести в этот музей что-то новое. Поэтому в залах собраны препараты, выполненные по необычным и зачастую уникальным методикам. Например, вот этот препарат. – Говоря это, доктор Павлов достал с одной из своих полок крохотного младенца размером с ладонь и дал мне в руки (при ближайшем рассмотрении плод оказался девочкой). – Это настоящий человеческий плод, 22 -24 недель. Создан этот препарат по необычной для современной анатомической техники методике – парафиновой мумификации. Вам когда-нибудь доводилось слышать об Эвите Перон, жене Аргентинского диктатора Перона? Она была забальзамирована именно по этой технологии, которой виртуозно владел известный профессор анатомии Педро Ара. В течение нескольких лет он работал над телом Эвиты. Проделав блестящий труд, он вошел в историю как величайший бальзамировщик. Однако, с его смертью, умерла и сама методика. А препараты изготовленные профессором Ара до сих пор восхищают и удивляют зрителей. Методика парафинирования сложна и кропотлива. сколько бы мы не старались ее повторить, до сегодняшнего дня не получилось. Лишь робкие попытки приблизиться к его творениям – то, что вы сейчас держите в руках. – Плод, который я держал в тот момент в руках, было если не пугающе для меня, то, по крайней мере, необычно и даже слегка футуристически, как правильно сказал доктор. Честно, в тот момент у меня родилась мысль, что каждой девушке или женщине, которая хочет сделать аборт надо дать в руки этого младенца. Я думаю, после этого они бы поменяли свое мнение. В тот момент, мне захотелось спросить у доктора, а есть ли среди препаратов уроды, чтобы заранее себя подготовить. Увидев мою необычную реакцию и предвосхитив вопрос, Артем Владимирович продолжил. – Знаете, большинство экспонатов совсем не страшные. Да, у нас есть, препараты, иллюстрирующие различные патологии, врожденные уродства и прочие отклонения от нормы. Однако их не так много, как остальных – препаратов нормальной анатомии человека.
Как я уже говорил, музей полон интересных и редких препаратов. Профессор Борис Михайлович Соколов, который был вторым руководителем кафедры, очень много сделал для того, чтобы музей пополнился такими экспонатами. Профессор Соколов занимался изучением нервной системы и как следствие основного направления кафедры музей стал пополняться уникальными препаратами, иллюстрирующими ее работу. Некоторые из них, хотя и сделаны полвека тому назад, до сих пор неповторимы. В 1986 году кафедру возглавил топограф-анатом профессор Бидзина Илларионович Хубутия. Он занимался оперативной хирургией сердца, и это направление научных интересов нашло свое отражение в коллекции музея. – В этот момент меня стал мучить вопрос, а откуда же возможно набрать столько ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ТЕЛ, чтобы сделать подобное количество разнообразных препаратов? – В советские времена с телами на кафедре недостатка не было: невостребованные трупы по запросу института передавались для научных и образовательных целей, позже это оказалось негуманным и нарушающим права человека. Было даже решение позволяющее использовать лишь тела, завещанные для науки . Однако, вы вдумайтесь…Простите, я бы лично не стал завещать свое тело студентам-медикам, хотя и сам врач. К счастью, это положение просуществовало не долго и сейчас закон позволяет кафедрам анатомии использовать невостребованные тела, хотя для этого и надо пройти довольно сложную юридическую процедуру. Кроме того, современная промышленность, основываясь на богатых анатомических знаниях, изготавливает большое количество муляжей. Многие из них представляют собой отличные копии частей тела. К сожалению, наряду с явными достоинствами (безвредность, долговечность и нетребовательность к условиям хранения) использование муляжей постепенно отодвигает в медицинских университетах знания по препарированию и консервации тел на второй план.
Возникшие в последнее время серьёзные сложности с приобретением биологического материала провоцируют собой снижение уровня анатомических знаний, как преподавателями анатомии, так и клиническими специалистами, что в свою очередь негативно отражается на общем уровне медицины. Врачи вынуждены изучать строение человека на пациентах. Где же гуманизм? – С каждой минутой мне все больше хотелось попасть туда, куда я собирался. Но дальнейший рассказ доктора Павлова заставил меня задуматься, над вопросом, а зачем мне это нужно? Прикосновение к смерти, к ее обратной стороне, которая закрыта для живых и еще более недоступна мертвым – нужен ли мне этот плод познания? – Откровенно скажу вам, что музей закрытый. Тяга к смерти как к чему-то непознанному и запретному для человека нормальна. Каждый из нас в определенном возрасте стремился к тому, чтобы посмотреть, прикоснуться к тому, что скрыто за гранью жизни. Поощрять это лишний раз не надо. Кое-что из того, что мы сейчас видим в средствах массовой информации (Я не хочу вас обижать) бывает ужасным. Гласность гласностью, но не все стоит того, чтобы это показывать. Так вчера меня поразила статья в одном из СМИ о катастрофе автобуса, в которой погибли 5 человек. Статья была проиллюстрирована фотографиями обгоревших и изуродованных трупов жертв автокатастрофы. Возникает вопрос, зачем это делается и к чему приведет. Что таким образом можно воспитать в человеке? Циничное отношение к жизни воспитывать в людях не допустимо.
В музей анатомии человека на кафедре «Нормальной и топографической анатомии» Рязанского государственного медицинского университета мне было попасть не так уж легко. Однако барьеры удалось преодолеть, и я оказался в этом интересном месте. Музей мне показывал кандидат медицинских наук Артем Владимирович Павлов, а экскурсия началась еще за долго до того, как я переступил порог «заповедных» помещений музея. Началось все с беседы о самом музее, о его экспонатах и о том нужно ли это посещение людям далеким от медицины. Как я потом понял, доктор Павлов избрал верный путь…
- …музей действительно старый. – Начинался рассказ доктора. - Институт переехал в эти корпуса в 60-х годах прошлого века. Здание, в котором размещается кафедра «Нормальной и топографической анатомии» построено в 67 году прошлого века. Когда в 1950 году институт переводили из Москвы в Рязань, то вместе со всем остальным переехал и музей анатомии человека. Некоторые экспонаты которого весьма почтенного возраста. Например, мумифицированная голова с тщательно отприпарированными артериями была выполнена в 1906 году. Витрины музея полны необычными с точки зрения обывателя и уникальными, по мнению специалистов препаратами.
В настоящий момент не найдется кафедры анатомии человека, не имеющей собственного музея. В его залах студенты имеют возможность самостоятельно изучать особенности строения человеческого тела, сравнивая изображения в атласах с реальным расположением органов и структур. По мнению профессора В.Н.Тонкова идеальный анатомический музей, служащий для обучения студентов и врачей, должен иметь четыре составляющие: учебный музей, аудитории практических занятий, собрание препаратов, служащих для демонстрации на лекциях, научный музей кафедры.
В нашем музее все устроено для студентов. Важной миссией учебного музея анатомии можно считать то, что он позволяет студентам и врачам восстанавливать в памяти в течение семестров обучения все необходимые сведения. Вряд ли кто из современных специалистов подвергнет сомнению то, что адекватное запоминание материала основывается главным образом на зрительном восприятии. Чем чаще повторяется впечатление, тем прочнее картина предмета в памяти. Учебный музей со своими многочисленными экспонатами, снабженными яркими и краткими пояснениями, способствует тому, чтобы студенты приобретали как можно больше зрительных впечатлений.
Однако, он не такой современный, как был в свое время. Да, для 60-х – это лучшее, что было на тот момент, сейчас многое уже надо менять. Жалюзи, система кондиционирования, отопления с поддержанием постоянной температуры в залах – все это необходимо сейчас, но пока достаточного финансирования нет, музей работает, так же как и полвека назад.
Сейчас экспозиция размещается в трех залах. В первых двух расположены препараты, иллюстрирующие раздел нормальной анатомии человека. Там можно увидеть отдельные органы тела человека в норме. В третьем же находятся препараты топографической анатомии, показывающие взаимоотношение органов в отдельных областях тела. Знание топографической анатомии чрезвычайно важно практикующему врачу. Все органы в теле человека находятся в определенных анатомических взаимоотношениях, и знать особенности их положения, кровоснабжения и иннервации представляется необходимым для успешной постановки диагноза и последующего лечения.
Музей кафедры является гордостью ее сотрудников и каждый преподаватель стараетсяся привнести в этот музей что-то новое. Поэтому в залах собраны препараты, выполненные по необычным и зачастую уникальным методикам. Например, вот этот препарат. – Говоря это, доктор Павлов достал с одной из своих полок крохотного младенца размером с ладонь и дал мне в руки (при ближайшем рассмотрении плод оказался девочкой). – Это настоящий человеческий плод, 22 -24 недель. Создан этот препарат по необычной для современной анатомической техники методике – парафиновой мумификации. Вам когда-нибудь доводилось слышать об Эвите Перон, жене Аргентинского диктатора Перона? Она была забальзамирована именно по этой технологии, которой виртуозно владел известный профессор анатомии Педро Ара. В течение нескольких лет он работал над телом Эвиты. Проделав блестящий труд, он вошел в историю как величайший бальзамировщик. Однако, с его смертью, умерла и сама методика. А препараты изготовленные профессором Ара до сих пор восхищают и удивляют зрителей. Методика парафинирования сложна и кропотлива. сколько бы мы не старались ее повторить, до сегодняшнего дня не получилось. Лишь робкие попытки приблизиться к его творениям – то, что вы сейчас держите в руках. – Плод, который я держал в тот момент в руках, было если не пугающе для меня, то, по крайней мере, необычно и даже слегка футуристически, как правильно сказал доктор. Честно, в тот момент у меня родилась мысль, что каждой девушке или женщине, которая хочет сделать аборт надо дать в руки этого младенца. Я думаю, после этого они бы поменяли свое мнение. В тот момент, мне захотелось спросить у доктора, а есть ли среди препаратов уроды, чтобы заранее себя подготовить. Увидев мою необычную реакцию и предвосхитив вопрос, Артем Владимирович продолжил. – Знаете, большинство экспонатов совсем не страшные. Да, у нас есть, препараты, иллюстрирующие различные патологии, врожденные уродства и прочие отклонения от нормы. Однако их не так много, как остальных – препаратов нормальной анатомии человека.
Как я уже говорил, музей полон интересных и редких препаратов. Профессор Борис Михайлович Соколов, который был вторым руководителем кафедры, очень много сделал для того, чтобы музей пополнился такими экспонатами. Профессор Соколов занимался изучением нервной системы и как следствие основного направления кафедры музей стал пополняться уникальными препаратами, иллюстрирующими ее работу. Некоторые из них, хотя и сделаны полвека тому назад, до сих пор неповторимы. В 1986 году кафедру возглавил топограф-анатом профессор Бидзина Илларионович Хубутия. Он занимался оперативной хирургией сердца, и это направление научных интересов нашло свое отражение в коллекции музея. – В этот момент меня стал мучить вопрос, а откуда же возможно набрать столько ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ТЕЛ, чтобы сделать подобное количество разнообразных препаратов? – В советские времена с телами на кафедре недостатка не было: невостребованные трупы по запросу института передавались для научных и образовательных целей, позже это оказалось негуманным и нарушающим права человека. Было даже решение позволяющее использовать лишь тела, завещанные для науки . Однако, вы вдумайтесь…Простите, я бы лично не стал завещать свое тело студентам-медикам, хотя и сам врач. К счастью, это положение просуществовало не долго и сейчас закон позволяет кафедрам анатомии использовать невостребованные тела, хотя для этого и надо пройти довольно сложную юридическую процедуру. Кроме того, современная промышленность, основываясь на богатых анатомических знаниях, изготавливает большое количество муляжей. Многие из них представляют собой отличные копии частей тела. К сожалению, наряду с явными достоинствами (безвредность, долговечность и нетребовательность к условиям хранения) использование муляжей постепенно отодвигает в медицинских университетах знания по препарированию и консервации тел на второй план.
Возникшие в последнее время серьёзные сложности с приобретением биологического материала провоцируют собой снижение уровня анатомических знаний, как преподавателями анатомии, так и клиническими специалистами, что в свою очередь негативно отражается на общем уровне медицины. Врачи вынуждены изучать строение человека на пациентах. Где же гуманизм? – С каждой минутой мне все больше хотелось попасть туда, куда я собирался. Но дальнейший рассказ доктора Павлова заставил меня задуматься, над вопросом, а зачем мне это нужно? Прикосновение к смерти, к ее обратной стороне, которая закрыта для живых и еще более недоступна мертвым – нужен ли мне этот плод познания? – Откровенно скажу вам, что музей закрытый. Тяга к смерти как к чему-то непознанному и запретному для человека нормальна. Каждый из нас в определенном возрасте стремился к тому, чтобы посмотреть, прикоснуться к тому, что скрыто за гранью жизни. Поощрять это лишний раз не надо. Кое-что из того, что мы сейчас видим в средствах массовой информации (Я не хочу вас обижать) бывает ужасным. Гласность гласностью, но не все стоит того, чтобы это показывать. Так вчера меня поразила статья в одном из СМИ о катастрофе автобуса, в которой погибли 5 человек. Статья была проиллюстрирована фотографиями обгоревших и изуродованных трупов жертв автокатастрофы. Возникает вопрос, зачем это делается и к чему приведет. Что таким образом можно воспитать в человеке? Циничное отношение к жизни воспитывать в людях не допустимо.