По состоянию на 22 июня 1941 года Красная Армия имела 53 бронепоезда (из них 34 относились к классу легких), в составе которых было 53 бронепаровоза, 106 артиллерийских бронеплощадок, 28 бронеплощадок ПВО и более 160 бронеавтомобилей, приспособленных для движения по железной дороге. Имелось также 9 бронедрезин и несколько моторных броневых вагонов.
Кроме Красной Армии бронепоездами располагали и оперативные войска НКВД. Они имели 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки, 36 моторных броневых вагонов и 7 бронеавтомобилей.
Необходимо отметить, что крепости на колесах отличались высокой точностью огня и подготовка данных для этого проводилась в короткое время, так как артиллеристы могли очень быстро и точно определить положение своих орудий по местонахождению бронепоезда на железнодорожном полотне.
Я хочу рассказать лишь о некоторых бронепоездах.
Бронепоезд "Козьма Минин"
В октябре 1941-го - феврале 1942 года железнодорожниками, рабочими паровозных и вагонных депо города Горького, был построен бронепоезд «Козьма Минин». В боевой состав 31-го Отдельного Особого Горьковского дивизиона бронепоездов входил и «Илья Муромец», построенный в те же месяцы железнодорожниками города Мурома по чертежам, которыми пользовались горьковчане. Кроме того, для обеспечения вспомогательных служб дивизиону были приданы черный паровоз С-179, бронедрезина БД-39, две бронемашины БА-20, три мотоцикла М-72 и ИЖ-9, шесть грузовых автомашин ГАЗ-АА, две машины М-1, две - ГАЗ-64, специальные вагоны: штабной, медпункт, мастерская, кухня-баня, жилые. Личный состав дивизиона вместе с приданной десантно-минометной ротой - 335 человек.
В боевое формирование бронепоезда «Козьма Минин» входили бронепаровоз Оп, две крытые и две открытые артиллерийские бронеплощадки и четыре двухосные контрольные платформы. Командир бронепоезда наблюдал за противником и управлял огнем из командирской рубки, расположенной в верхней передней части тендера бронепаровоза и соединенной с будкой машиниста бронированной дверцей. Командиры бронеплощадок вели наблюдения из своих рубок через смотровые щели с триплексами, имели слуховую, звуковую и телефонную связь с рубкой командира бронепоезда и машинистом.
Благодаря хорошему вооружению «Козьма Минин», к примеру, мог обеспечить большую концентрацию огня и вести прицельную стрельбу до 12 км, то есть круговая зона обстрела доходила до 24 км. Эти особенности бронепоезда хорошо дополнялись возможностью возить с собой большой боезапас.
Для борьбы с авиацией противника на контрольные платформы дополнительно устанавливались крупнокалиберные пулеметы системы ДШК и трехспаренные зенитные пулеметы ПВ-1. Для защиты расчетов от осколков бомб и снарядов вдоль бортов из рельсов и шпал укладывались штабеля. Камуфляж бронепоезда в летний период - темно- и светло-зеленые с желтизной пятна, зимой - белый.
Бронепоезда ОБ-3
Уже в августе-сентябре 1941 года по инициативе рабочих предприятий Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) было построено почти два десятка бронепоездов(позднее они получили обозначение НКПС-42) по чертежам, разработанным на Полтавском паровозоремонтном заводе. По типу близкие к БП-35, они были проще в изготовлении и имели более надежную броневую защиту.
Изготовление бронепоездов типа ОБ-3 велось одновременно на 9 заводах НКПС и в 43 железнодорожных депо. Необходимые для строительства материалы, за исключением брони и вооружения, использовались те, что имелись на местах. Броневые детали поставлялись с ближайших металлургических и танковых заводов. На большинстве бронепоездов ОБ-3 броневое покрытие ставилось из незакаленных листов, так как предприятия НКПС термическую обработку проводить не могли. Там, где строительство велось рядом с заводами, могущими провести термообработку брони, удалось покрытие бронепоездов сделать из термически обработанных деталей.
Правда, таких поездов было мало (”Лунинец”, ”Омский железнодорожник”, ”Енисей”, ”Красноярец”). Часть бронепоездов вообще изготовили не из броневой, а из обычной стали: ее листы устанавливались с зазором, в который заливался цементный раствор.
Подвижной состав - паровозы и платформы - выделялся на месте и после ремонта подавался под бронировку. Материалы и аппаратура внутренней связи и электрооборудование использовались железнодорожного типа из запасов депо и заводов. В целом же строительство бронепоездов в вопросах снабжения материалами было ориентировано на обеспечение из местных ресурсов.
Для вооружения бронепоездов ГАУ Красной Армии в этот период смогло выделить только пушки старых отечественных или иностранных образцов: 76-мм обр.1902 г., 76-мм обр.1927 г., 76-мм обр.1927/32 г., 76-мм зенитные обр.1914 г., 76-мм танковые Л-10, 75-мм французские и польские, а также в незначительном количестве 76-мм полевые Ф-22 и танковые Ф-34. Пулеметное вооружение было отпущено трех образцов: 7,62-мм ”Максим” и ДТ и 7,92-мм ”Браунинг”. Артсистемы и пулеметы, как правило, отпускались без запасных частей, а иностранные образцы частично в неисправном состоянии. Артиллерийские приборы были выделены в незначительных количествах.
Особенно активно использовались ОБ-3 во время боев на Северном Кавказе осенью 1942 года. Здесь бронепоездам приходилось часто принимать на себя танковые удары противника, порой ценой собственной гибели сдерживая натиск врага.
В 1943-1945 годах бронепоезда ОБ-3 использовались главным образом как прекрасное средство контрбатарейной борьбы. Действуя с внезапно занимаемых позиций по заранее заданным целям, они после пристрелки обрушивали на противника ливень огня, в считанные минуты заставляя замолчать его батареи. До открытия противником ответного огня бронепоезда, как правило, успевали уйти в укрытие. Неплохо зарекомендовали они себя и как средство артиллерийской поддержки войск и как средство противовоздушной обороны.
Справедливости ради следует отметить большие потери бронепоездов ОБ-3 - более двух десятков, главным образом в 1942 году. Захваченные в качестве трофеев боевые составы после ремонта использовались и в вермахте, причем некоторые бронеплощадки ОБ-3 переделывались: на них ставили башню с типовых немецких бронепоездов БП-42 с 75-мм орудием или устанавливали автоматические зенитные пушки.
В Красной Армии служба ОБ-3 была непродолжительной: к концу 1946 года все они были разобраны.
Бронепоезд № 1 – «За Сталина»
Кроме Красной Армии бронепоездами располагали и оперативные войска НКВД. Они имели 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки, 36 моторных броневых вагонов и 7 бронеавтомобилей.
Необходимо отметить, что крепости на колесах отличались высокой точностью огня и подготовка данных для этого проводилась в короткое время, так как артиллеристы могли очень быстро и точно определить положение своих орудий по местонахождению бронепоезда на железнодорожном полотне.
Я хочу рассказать лишь о некоторых бронепоездах.
Бронепоезд "Козьма Минин"
В октябре 1941-го - феврале 1942 года железнодорожниками, рабочими паровозных и вагонных депо города Горького, был построен бронепоезд «Козьма Минин». В боевой состав 31-го Отдельного Особого Горьковского дивизиона бронепоездов входил и «Илья Муромец», построенный в те же месяцы железнодорожниками города Мурома по чертежам, которыми пользовались горьковчане. Кроме того, для обеспечения вспомогательных служб дивизиону были приданы черный паровоз С-179, бронедрезина БД-39, две бронемашины БА-20, три мотоцикла М-72 и ИЖ-9, шесть грузовых автомашин ГАЗ-АА, две машины М-1, две - ГАЗ-64, специальные вагоны: штабной, медпункт, мастерская, кухня-баня, жилые. Личный состав дивизиона вместе с приданной десантно-минометной ротой - 335 человек.
В боевое формирование бронепоезда «Козьма Минин» входили бронепаровоз Оп, две крытые и две открытые артиллерийские бронеплощадки и четыре двухосные контрольные платформы. Командир бронепоезда наблюдал за противником и управлял огнем из командирской рубки, расположенной в верхней передней части тендера бронепаровоза и соединенной с будкой машиниста бронированной дверцей. Командиры бронеплощадок вели наблюдения из своих рубок через смотровые щели с триплексами, имели слуховую, звуковую и телефонную связь с рубкой командира бронепоезда и машинистом.
Благодаря хорошему вооружению «Козьма Минин», к примеру, мог обеспечить большую концентрацию огня и вести прицельную стрельбу до 12 км, то есть круговая зона обстрела доходила до 24 км. Эти особенности бронепоезда хорошо дополнялись возможностью возить с собой большой боезапас.
Для борьбы с авиацией противника на контрольные платформы дополнительно устанавливались крупнокалиберные пулеметы системы ДШК и трехспаренные зенитные пулеметы ПВ-1. Для защиты расчетов от осколков бомб и снарядов вдоль бортов из рельсов и шпал укладывались штабеля. Камуфляж бронепоезда в летний период - темно- и светло-зеленые с желтизной пятна, зимой - белый.
Бронепоезда ОБ-3
Уже в августе-сентябре 1941 года по инициативе рабочих предприятий Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) было построено почти два десятка бронепоездов(позднее они получили обозначение НКПС-42) по чертежам, разработанным на Полтавском паровозоремонтном заводе. По типу близкие к БП-35, они были проще в изготовлении и имели более надежную броневую защиту.
Изготовление бронепоездов типа ОБ-3 велось одновременно на 9 заводах НКПС и в 43 железнодорожных депо. Необходимые для строительства материалы, за исключением брони и вооружения, использовались те, что имелись на местах. Броневые детали поставлялись с ближайших металлургических и танковых заводов. На большинстве бронепоездов ОБ-3 броневое покрытие ставилось из незакаленных листов, так как предприятия НКПС термическую обработку проводить не могли. Там, где строительство велось рядом с заводами, могущими провести термообработку брони, удалось покрытие бронепоездов сделать из термически обработанных деталей.
Правда, таких поездов было мало (”Лунинец”, ”Омский железнодорожник”, ”Енисей”, ”Красноярец”). Часть бронепоездов вообще изготовили не из броневой, а из обычной стали: ее листы устанавливались с зазором, в который заливался цементный раствор.
Подвижной состав - паровозы и платформы - выделялся на месте и после ремонта подавался под бронировку. Материалы и аппаратура внутренней связи и электрооборудование использовались железнодорожного типа из запасов депо и заводов. В целом же строительство бронепоездов в вопросах снабжения материалами было ориентировано на обеспечение из местных ресурсов.
Для вооружения бронепоездов ГАУ Красной Армии в этот период смогло выделить только пушки старых отечественных или иностранных образцов: 76-мм обр.1902 г., 76-мм обр.1927 г., 76-мм обр.1927/32 г., 76-мм зенитные обр.1914 г., 76-мм танковые Л-10, 75-мм французские и польские, а также в незначительном количестве 76-мм полевые Ф-22 и танковые Ф-34. Пулеметное вооружение было отпущено трех образцов: 7,62-мм ”Максим” и ДТ и 7,92-мм ”Браунинг”. Артсистемы и пулеметы, как правило, отпускались без запасных частей, а иностранные образцы частично в неисправном состоянии. Артиллерийские приборы были выделены в незначительных количествах.
Особенно активно использовались ОБ-3 во время боев на Северном Кавказе осенью 1942 года. Здесь бронепоездам приходилось часто принимать на себя танковые удары противника, порой ценой собственной гибели сдерживая натиск врага.
В 1943-1945 годах бронепоезда ОБ-3 использовались главным образом как прекрасное средство контрбатарейной борьбы. Действуя с внезапно занимаемых позиций по заранее заданным целям, они после пристрелки обрушивали на противника ливень огня, в считанные минуты заставляя замолчать его батареи. До открытия противником ответного огня бронепоезда, как правило, успевали уйти в укрытие. Неплохо зарекомендовали они себя и как средство артиллерийской поддержки войск и как средство противовоздушной обороны.
Справедливости ради следует отметить большие потери бронепоездов ОБ-3 - более двух десятков, главным образом в 1942 году. Захваченные в качестве трофеев боевые составы после ремонта использовались и в вермахте, причем некоторые бронеплощадки ОБ-3 переделывались: на них ставили башню с типовых немецких бронепоездов БП-42 с 75-мм орудием или устанавливали автоматические зенитные пушки.
В Красной Армии служба ОБ-3 была непродолжительной: к концу 1946 года все они были разобраны.
Бронепоезд № 1 – «За Сталина»