Постройка первой машины завершена в октябре 1913. После испытаний на ней производили показательные полёты и установили несколько рекордов, в частности рекорд грузоподъемности: 12 декабря 1913 1100 кг (предыдущий рекорд на самолете Соммера составлял 653 кг), 12 февраля 1914 в воздух было поднято 16 человек и собака, общим весом 1290 кг. Пилотировал самолёт сам И. И. Сикорский.
«Илья Муромец» стал первым в мире пассажирским самолётом. Он впервые в истории авиации был оснащён отдельным от кабины комфортабельным салоном, спальными комнатами и даже ванной с туалетом. На «Муромце» имелось отопление (выхлопными газами двигателей) и электрическое освещение. По бортам располагались выходы на крылья.
Пассажирский салон самолета
Начало Первой Мировой помешало дальнейшему развитию отечественной гражданской авиации.
К началу войны (1 августа 1914) было построено уже 4 «Ильи Муромца».
В декабре 1914 года утверждено императором постановление военного совета о создании эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец», ставшей первым в мире соединением бомбардировщиков. Её начальником стал М. В. Шидловский. Ему пришлось начинать работу практически с нуля — единственным лётчиком, способным летать на «Муромцах» был Игорь Сикорский, остальные с недоверием и даже враждебно относились к самой идее тяжёлой авиации, их следовало переобучить, а машины вооружить и переоборудовать. Первый раз на боевое задание самолёты эскадры вылетели в феврале 1915. За всю войну эскадра совершила 400 боевых вылетов, сбросила 65 тонн бомб и уничтожила 12 вражеских истребителей, потеряв при этом лишь один самолёт непосредственно в боях с вражескими истребителями. В апреле 1916-го года 7 немецких аэропланов разбомбили аэродром в Зегевольде, в результате чего получили повреждения 4 "Муромца". Но самая распространённая причина потерь были технические неполадки и различные несчастные случаи.
В 1918 не совершено ни одного боевого вылета «Муромцев». Лишь в августе-сентябре 1919 Советская республика смогла использовать две машины в районе Орла. В 1920 совершено несколько вылетов в ходе Советско-польской войны и боевых действий против Врангеля. 21 ноября 1920 состоялся последний боевой вылет «Ильи Муромца».
В 1921 открыта первая в РСФСР почтово-пассажирская авиалиния Москва—Харьков. Линию обслуживали 6 «Муромцев», сильно изношенных и с выработавшими ресурс двигателями, из-за чего уже 10 октября 1922 её ликвидировали. За это время было перевезено 60 пассажиров и около 2 тонн грузов.
В 1922 году Сократ Монастырёв совершил перелёт по маршруту Москва-Баку на самолёте «Илья Муромец».
Один из почтовых самолётов был передан школе Воздушной Стрельбы и Бомбометания, где на нем в течение двух лет совершено около 80 учебных полётов. После этого «Муромцы» в воздух не поднимались.
Первоначально корабль имел другое название – «Гранд Балтийский». Заказ от Морского ведомства на его изготовление поступил Сикорскому, в то время уже завоевавшему среди военных авторитет своими достижениями, в конце 1912 г. Работы начались на территории Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ), занимавшегося кроме вагоностроения еще и водными транспортными средствами.
В течение всей зимы шла постройка, и к весне первый – и к сожалению единственный – экземпляр «Гранда» был спущен на воду. Это был действительно впечатляющий проект. Размах крыльев – 27 м, вес – более 3000 кг, 4 двигателя мощностью 100 л.с. каждый располагались на нижнем крыле. На верхнем была устроена прогулочная палуба.
Полеты по глади Рижского залива были успешными, скорость на испытаниях достигла значения 113 км/ч.
Но известная катастрофа, произошедшая осенью 1913 г., когда от пролетавшего самолета «Меллер-II» сорвался двигатель и упал прямо на крыло «Гранда», оборвало работы. Вместо восстановления гиганта Сикорский решил построить новый корабль, и назвать его – «Илья Муромец».
Работы начались сразу же.
Двигатели были использованы от предыдущей модели, но остальная конструкция была полностью переработана. Командирская рубка получилась более просторной и удобной для длительного пилотирования. Штурвал, в отличие от предшественника, был освобожден от обилия ручек, доставшегося от обычных кораблей, и выполнен гладким – так было удобнее осуществлять резкое маневрирование.
«Илья Муромец» стал первым в мире пассажирским самолётом. Он впервые в истории авиации был оснащён отдельным от кабины комфортабельным салоном, спальными комнатами и даже ванной с туалетом. На «Муромце» имелось отопление (выхлопными газами двигателей) и электрическое освещение. По бортам располагались выходы на крылья.
Пассажирский салон самолета
Начало Первой Мировой помешало дальнейшему развитию отечественной гражданской авиации.
К началу войны (1 августа 1914) было построено уже 4 «Ильи Муромца».
В декабре 1914 года утверждено императором постановление военного совета о создании эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец», ставшей первым в мире соединением бомбардировщиков. Её начальником стал М. В. Шидловский. Ему пришлось начинать работу практически с нуля — единственным лётчиком, способным летать на «Муромцах» был Игорь Сикорский, остальные с недоверием и даже враждебно относились к самой идее тяжёлой авиации, их следовало переобучить, а машины вооружить и переоборудовать. Первый раз на боевое задание самолёты эскадры вылетели в феврале 1915. За всю войну эскадра совершила 400 боевых вылетов, сбросила 65 тонн бомб и уничтожила 12 вражеских истребителей, потеряв при этом лишь один самолёт непосредственно в боях с вражескими истребителями. В апреле 1916-го года 7 немецких аэропланов разбомбили аэродром в Зегевольде, в результате чего получили повреждения 4 "Муромца". Но самая распространённая причина потерь были технические неполадки и различные несчастные случаи.
В 1918 не совершено ни одного боевого вылета «Муромцев». Лишь в августе-сентябре 1919 Советская республика смогла использовать две машины в районе Орла. В 1920 совершено несколько вылетов в ходе Советско-польской войны и боевых действий против Врангеля. 21 ноября 1920 состоялся последний боевой вылет «Ильи Муромца».
В 1921 открыта первая в РСФСР почтово-пассажирская авиалиния Москва—Харьков. Линию обслуживали 6 «Муромцев», сильно изношенных и с выработавшими ресурс двигателями, из-за чего уже 10 октября 1922 её ликвидировали. За это время было перевезено 60 пассажиров и около 2 тонн грузов.
В 1922 году Сократ Монастырёв совершил перелёт по маршруту Москва-Баку на самолёте «Илья Муромец».
Один из почтовых самолётов был передан школе Воздушной Стрельбы и Бомбометания, где на нем в течение двух лет совершено около 80 учебных полётов. После этого «Муромцы» в воздух не поднимались.
Первоначально корабль имел другое название – «Гранд Балтийский». Заказ от Морского ведомства на его изготовление поступил Сикорскому, в то время уже завоевавшему среди военных авторитет своими достижениями, в конце 1912 г. Работы начались на территории Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ), занимавшегося кроме вагоностроения еще и водными транспортными средствами.
В течение всей зимы шла постройка, и к весне первый – и к сожалению единственный – экземпляр «Гранда» был спущен на воду. Это был действительно впечатляющий проект. Размах крыльев – 27 м, вес – более 3000 кг, 4 двигателя мощностью 100 л.с. каждый располагались на нижнем крыле. На верхнем была устроена прогулочная палуба.
Полеты по глади Рижского залива были успешными, скорость на испытаниях достигла значения 113 км/ч.
Но известная катастрофа, произошедшая осенью 1913 г., когда от пролетавшего самолета «Меллер-II» сорвался двигатель и упал прямо на крыло «Гранда», оборвало работы. Вместо восстановления гиганта Сикорский решил построить новый корабль, и назвать его – «Илья Муромец».
Работы начались сразу же.
Двигатели были использованы от предыдущей модели, но остальная конструкция была полностью переработана. Командирская рубка получилась более просторной и удобной для длительного пилотирования. Штурвал, в отличие от предшественника, был освобожден от обилия ручек, доставшегося от обычных кораблей, и выполнен гладким – так было удобнее осуществлять резкое маневрирование.