Фильм о том, как Семен Семенович Горбунков вернулся из отпуска в гипсе, отмечает рубиновый юбилей.
Оказывается, в основе сюжета картины - реальный случай. Сценарист Яков Костюковский вычитал похожую историю в журнале "За рубежом". Гайдай объявил: снимать заграницу он будет исключительно в пределах Советского Союза. В итоге Баку на время превратился в Стамбул.
Ловись, рыбка!
Черные камни, около которых в фильме рыбачат герои Никулина и Миронова, нашли на Черноморском побережье, в Туапсе. Съемочной площадкой стал пляж около одной из главных достопримечательностей города - скалы Киселева, названной так в честь русского художника начала XX века. Живописный берег понравился Гайдаю, только вот подобраться к нему с техникой можно было исключительно со стороны моря. Тогда режиссер обратился в местный рыбколхоз, и ему выделили судно "Таманец", капитаном которого был Александр Меринов.
- Я возил Гайдая и его команду к скале утром и вечером несколько дней подряд, - вспоминает Александр Александрович. - Сам в кадр не попал, но в подготовке многих эпизодов участвовал. К примеру, режиссер долго думал, как сделать так, чтобы в кадре был хороший клев. Хотел даже резиновую рыбу на крючок сажать. А я наловил ему кефали, корюшек… Соорудил на берегу бочку с бурлящей водой. Но за ночь весь улов погиб. Пришлось мне снова отправляться на рыбалку.
Кстати, позже, худсовет просил Гайдая вырезать весь "рыбный" эпизод. Тогда Леонид Иович предложил композитору Александру Зацепину написать для сцены с рыбалкой музыкальный фрагмент. На повторном просмотре цензоры заметили, что после сокращений сцена смотрится намного лучше. А Гайдай рыбную ловлю "не резал" вообще!
- На съемках в Туапсе был еще один забавный эпизод, - рассказывает оператор Игорь Черных. - В нем с Папанова рыболовным крючком стаскивают трусы. Снималась эта сцена примерно в километре от пляжа. День был солнечный, загорало полно народу. Но ни сторонние люди, ни дамы из съемочной группы не смутили Анатолия Папанова, на котором из одежды остался только акваланг.
Сочи: солнце, манекен
Леонид Гайдай любил творчество Михаила Светлова. Но ни в одной его картине стихи поэта не звучали. Тем не менее имя Михаила Светлова присутствует в "Бриллиантовой руке" - как название парохода. В его роли выступил белоснежный лайнер сочинского порта "Победа". Настоящее название было закрашено, а потом, естественно, восстановлено.
- Нынче "Победы" уже нет, пошла на металлолом, - вспоминает корабельный электромеханик судна Анатолий Семенович Болсунов. - Но те съемки не забуду никогда. Пересекался с Никулиным и Мироновым в курилке, где первый травил анекдоты, а второй зажигательно пародировал Элвиса Пресли. Помню, как записывали сцену, в которой герой Андрея Миронова поет песню "Остров невезения". Записывали несколько дублей, один лучше другого. Мы с ребятами хохотали до упада.
Сочи отметился не только съемками на побережье. Помните, какой идеальный порядок и чистота царили на автомойке, где Горбункова наконец-то вплотную зажали контрабандисты. Так вот, эту мойку для "Бриллиантовой руки" специально построили в Центральном районе города с прицелом, что после ее введут в обычную эксплуатацию.
Засветилась в комедии Гайдая и бывшая гостиница "Кубань" (ныне отель "Звездный"). В ресторан "Плакучая ива" превратили местное кафе "Курортное" (сейчас - кондитерская-гриль-бар "Лентяй").
В финале фильма милицейский вертолет поднимает в воздух автомобиль "москвич", и герой Папанова командует: "Спокойно, Козлодоев! Сядем усе!" В следующее мгновение связанный Горбунков выпадает из багажника машины. Для этого эпизода сделали манекен Юрия Никулина, в точности повторяющий его фигуру и лицо.
- Манекен прибыл на склад Сочинского аэропорта, - рассказывает Мария Бестужева, работавшая в то время в аэропорту. - Уборщица обнаружила под куском материи "мертвого" Никулина, заорала диким голосом, и по аэропорту разнесся слух, что артист умер. Вскоре в его московской квартире раздался звонок, и жену - Татьяну Никулину - осторожно спросили, знает ли она о гибели Юрия Владимировича. Хорошо, что за несколько минут до этого Никулин успел рассказать супруге о нелепой ошибке уборщицы.
Оказывается, в основе сюжета картины - реальный случай. Сценарист Яков Костюковский вычитал похожую историю в журнале "За рубежом". Гайдай объявил: снимать заграницу он будет исключительно в пределах Советского Союза. В итоге Баку на время превратился в Стамбул.
Ловись, рыбка!
Черные камни, около которых в фильме рыбачат герои Никулина и Миронова, нашли на Черноморском побережье, в Туапсе. Съемочной площадкой стал пляж около одной из главных достопримечательностей города - скалы Киселева, названной так в честь русского художника начала XX века. Живописный берег понравился Гайдаю, только вот подобраться к нему с техникой можно было исключительно со стороны моря. Тогда режиссер обратился в местный рыбколхоз, и ему выделили судно "Таманец", капитаном которого был Александр Меринов.
- Я возил Гайдая и его команду к скале утром и вечером несколько дней подряд, - вспоминает Александр Александрович. - Сам в кадр не попал, но в подготовке многих эпизодов участвовал. К примеру, режиссер долго думал, как сделать так, чтобы в кадре был хороший клев. Хотел даже резиновую рыбу на крючок сажать. А я наловил ему кефали, корюшек… Соорудил на берегу бочку с бурлящей водой. Но за ночь весь улов погиб. Пришлось мне снова отправляться на рыбалку.
Кстати, позже, худсовет просил Гайдая вырезать весь "рыбный" эпизод. Тогда Леонид Иович предложил композитору Александру Зацепину написать для сцены с рыбалкой музыкальный фрагмент. На повторном просмотре цензоры заметили, что после сокращений сцена смотрится намного лучше. А Гайдай рыбную ловлю "не резал" вообще!
- На съемках в Туапсе был еще один забавный эпизод, - рассказывает оператор Игорь Черных. - В нем с Папанова рыболовным крючком стаскивают трусы. Снималась эта сцена примерно в километре от пляжа. День был солнечный, загорало полно народу. Но ни сторонние люди, ни дамы из съемочной группы не смутили Анатолия Папанова, на котором из одежды остался только акваланг.
Сочи: солнце, манекен
Леонид Гайдай любил творчество Михаила Светлова. Но ни в одной его картине стихи поэта не звучали. Тем не менее имя Михаила Светлова присутствует в "Бриллиантовой руке" - как название парохода. В его роли выступил белоснежный лайнер сочинского порта "Победа". Настоящее название было закрашено, а потом, естественно, восстановлено.
- Нынче "Победы" уже нет, пошла на металлолом, - вспоминает корабельный электромеханик судна Анатолий Семенович Болсунов. - Но те съемки не забуду никогда. Пересекался с Никулиным и Мироновым в курилке, где первый травил анекдоты, а второй зажигательно пародировал Элвиса Пресли. Помню, как записывали сцену, в которой герой Андрея Миронова поет песню "Остров невезения". Записывали несколько дублей, один лучше другого. Мы с ребятами хохотали до упада.
Сочи отметился не только съемками на побережье. Помните, какой идеальный порядок и чистота царили на автомойке, где Горбункова наконец-то вплотную зажали контрабандисты. Так вот, эту мойку для "Бриллиантовой руки" специально построили в Центральном районе города с прицелом, что после ее введут в обычную эксплуатацию.
Засветилась в комедии Гайдая и бывшая гостиница "Кубань" (ныне отель "Звездный"). В ресторан "Плакучая ива" превратили местное кафе "Курортное" (сейчас - кондитерская-гриль-бар "Лентяй").
В финале фильма милицейский вертолет поднимает в воздух автомобиль "москвич", и герой Папанова командует: "Спокойно, Козлодоев! Сядем усе!" В следующее мгновение связанный Горбунков выпадает из багажника машины. Для этого эпизода сделали манекен Юрия Никулина, в точности повторяющий его фигуру и лицо.
- Манекен прибыл на склад Сочинского аэропорта, - рассказывает Мария Бестужева, работавшая в то время в аэропорту. - Уборщица обнаружила под куском материи "мертвого" Никулина, заорала диким голосом, и по аэропорту разнесся слух, что артист умер. Вскоре в его московской квартире раздался звонок, и жену - Татьяну Никулину - осторожно спросили, знает ли она о гибели Юрия Владимировича. Хорошо, что за несколько минут до этого Никулин успел рассказать супруге о нелепой ошибке уборщицы.