Кто бы мог подумать, что этот шустрый и проворный зверек с пушистым хвостиком, трогательно забавный для каждого, кому довелось наблюдать за ним, так неоднозначно воспринимался разными народами в давние времена!
Почему белку назвали белкой?
Этого любознательного и крайне резвого грызуна, имеющего шкурку рыжего или пепельно-черного цвета, с давних пор называли веверицей или векшей. Современное название перешло от названия разменной монеты «бела», которой как раз и служили шкурки этих животных. «Животные», или, как их еще называли, «шкурные», деньги были введены в торговый оборот еще издревле. Хотя размер шкурки невелик (сам зверек весит примерно 250 грамм), мех белок был в цене всегда.
Белка, красивый пушистый зверек, столь оживляющий своим непоседливым бойким нравом пустынное безмолвие северных угрюмых лесов, то и дело упоминается в старинных русских сказках. Перепрыгивает она с ветки на ветку, поет-распевает, по словам сказочников, веселые беличьи песенки, а сама - знай грызет орехи: не простые орехи, скорлупа у них из чистого золота, а зерна-ядрышки - жемчужные. Если случайно забежит из лесу в деревню белка, быть для всей деревни худу - гласит седое народное слово. Оно же, это умудренное многовековым опытом слово, сохранило до наших дней поверье о том, что, если волки воют по залесью да белки скачут по опушкам, - надо ждать либо морового поветрия, либо войны. «Вертлява, а не бес!» - загадывается про белку.
Белка олицетворяет проворство, верткость, неутомимость - крутиться как белка (в колесе). Физическая ловкость белки порождает и представление о ее хитрости: бел. хiтры як белка. Хитрость и способность к быстрому передвижению приписывалась в народных поверьях разным мифологическим персонажам. Считалось, что русалка, полудница, черт, леший, покойники бегают очень быстро ("едва соследимо"; "так, что их и на коне не догнать"). Столь же быстро перемещаются в пространстве и греческие боги, и бессмертные других регионов; "Ригведа" говорит, что Вишну "тремя шагами прошел через этот мир", при этом движение Вишну имело космогонический характер, он - "пересек земные пространства и, шагнув трижды, укрепил верхнюю сферу".
Образ белки представлен в народной демонологии. В облике белки могут появляться людям домовой, водяной, русалка; согласнорусским и белорусским поверьям, стада белок находятся во власти лешего; в лужицкой быличке белка - помощница ведьмы. Взгляд на белку как на нечистое животное в значительной мере способствовал тому, что мясо белки считалось несъедобным. В Словении среди участников масленичного ряжения, изображавших свадебную процессию, были ряженые белки. В польском соннике XIX в. белка во сне толкуется как предвестье счастливой женитьбы или рождения детей. В Словакии лоскут ткани, которым отгораживали роженицу, украшали вышивкой с мотивами белки, петуха, оленя и павлина. Кусок беличьей шкурки использовался у словаков при обмывании новорожденного
Пожалуй, наилучшего мнения о белке были японцы, для которых она была символом плодородия и неиссякающих идей и изображалась часто в соседстве с виноградной лозой. Кельты считали ее спутницей олицетворявшей землю ирландской богини Медб - покровительницы верховной власти.
А вот у скандинавов белка Рататоск (что в переводе значит "грызозуб") бегает по Мировому дереву Иггдрасиль, символизирующему триединство Небесного, Земного и Подземного царств, и является посредником между живущим в его ветвях орлом (небесным знаком), меж глаз которого сидит ястреб Ведрфёльнир ("полинявший от непогоды") и обитающим у корней змеем Нидхёгг (представителем нижнего мира).
Бедолага, снуя, передавала их бранные послания друг другу. Вот поэтому и считалась она у этих народов носительницей недоброжелательства и неразберихи, хаоса. Кроме того, не только у них, но и у славян скачущая белка связывалась со сверкающей молнией, т.е. со стихией грозы, через образ бога-громовника становилась (вместе с орлом) символом войны и далее - предвестницей битв и мора.
Славяне часто называли белку хитрой: то ли за присущую ей ловкость, то ли за сходство рыжей шубки и пушистого хвоста с лисицей. А еще детей стращали тем, что в ее образе перед человеком могут предстать домовой, водяной или русалка, которые, согласно древним верованиям, могли перемещаться с молниеносной скоростью.
С другой стороны, белку изображали на талисманах (или использовали в этом качестве ее когти), полагая, что это улучшит благосостояние. А встреча с ней во сне сулила гостей, точнее, гостью.
Впрочем, у разных славянских племен были свои особенности в представлениях о символическом образе белки. Русичи и белорусы полагали, что беличий народ находится во власти лешего. У хорватов существовало табу на употребление в пищу мяса белки беременным женщинам из опасения, что ребенок может родиться черным.
Вообще в обрядах, связанных с рождением, белка фигурировала довольно часто. Так, словаки вышивали ее изображение вместе с символами петуха, оленя и павлина на занавеси, которой отгораживали роженицу, а беличьей шкуркой обмывали новорожденного.
У северных народов, например, коми, в народном календаре присутствовал месяц белки (конец января - конец февраля), приходившийся на время, когда у этих зверьков начинался гон.
А у зороастрийцев белка фигурировала в гороскопе в качестве покровительницы родившихся в определенные годы (на новейшее время приходятся 1916, 1948, 1980, 2012 гг.). Согласно их представлениям, эти люди должны иметь мелкие черты лица, обладать подвижностью, неровным характером, живостью, умом, высокой работоспособностью, домовитостью и стремлением создать семью, консервативностью во взглядах. Для человечества же эти годы чреваты преступлениями против невинных, выступлением зла под маской добра.
В христианстве белка символизирует алчность и жадность. "Сонник Соломона" предупреждает, что появление белки во сне сулит мужчине знакомство со лживой женщиной, потерю состояния, но и... радость, зато женщине это предвещает лишь быть обманутой недостойным человеком.
...Маленький юркий зверек, такой милый и безобидный, за что же люди наградили тебя отталкивающими качествами?
Почему белку назвали белкой?
Этого любознательного и крайне резвого грызуна, имеющего шкурку рыжего или пепельно-черного цвета, с давних пор называли веверицей или векшей. Современное название перешло от названия разменной монеты «бела», которой как раз и служили шкурки этих животных. «Животные», или, как их еще называли, «шкурные», деньги были введены в торговый оборот еще издревле. Хотя размер шкурки невелик (сам зверек весит примерно 250 грамм), мех белок был в цене всегда.
Белка, красивый пушистый зверек, столь оживляющий своим непоседливым бойким нравом пустынное безмолвие северных угрюмых лесов, то и дело упоминается в старинных русских сказках. Перепрыгивает она с ветки на ветку, поет-распевает, по словам сказочников, веселые беличьи песенки, а сама - знай грызет орехи: не простые орехи, скорлупа у них из чистого золота, а зерна-ядрышки - жемчужные. Если случайно забежит из лесу в деревню белка, быть для всей деревни худу - гласит седое народное слово. Оно же, это умудренное многовековым опытом слово, сохранило до наших дней поверье о том, что, если волки воют по залесью да белки скачут по опушкам, - надо ждать либо морового поветрия, либо войны. «Вертлява, а не бес!» - загадывается про белку.
Белка олицетворяет проворство, верткость, неутомимость - крутиться как белка (в колесе). Физическая ловкость белки порождает и представление о ее хитрости: бел. хiтры як белка. Хитрость и способность к быстрому передвижению приписывалась в народных поверьях разным мифологическим персонажам. Считалось, что русалка, полудница, черт, леший, покойники бегают очень быстро ("едва соследимо"; "так, что их и на коне не догнать"). Столь же быстро перемещаются в пространстве и греческие боги, и бессмертные других регионов; "Ригведа" говорит, что Вишну "тремя шагами прошел через этот мир", при этом движение Вишну имело космогонический характер, он - "пересек земные пространства и, шагнув трижды, укрепил верхнюю сферу".
Образ белки представлен в народной демонологии. В облике белки могут появляться людям домовой, водяной, русалка; согласнорусским и белорусским поверьям, стада белок находятся во власти лешего; в лужицкой быличке белка - помощница ведьмы. Взгляд на белку как на нечистое животное в значительной мере способствовал тому, что мясо белки считалось несъедобным. В Словении среди участников масленичного ряжения, изображавших свадебную процессию, были ряженые белки. В польском соннике XIX в. белка во сне толкуется как предвестье счастливой женитьбы или рождения детей. В Словакии лоскут ткани, которым отгораживали роженицу, украшали вышивкой с мотивами белки, петуха, оленя и павлина. Кусок беличьей шкурки использовался у словаков при обмывании новорожденного
Пожалуй, наилучшего мнения о белке были японцы, для которых она была символом плодородия и неиссякающих идей и изображалась часто в соседстве с виноградной лозой. Кельты считали ее спутницей олицетворявшей землю ирландской богини Медб - покровительницы верховной власти.
А вот у скандинавов белка Рататоск (что в переводе значит "грызозуб") бегает по Мировому дереву Иггдрасиль, символизирующему триединство Небесного, Земного и Подземного царств, и является посредником между живущим в его ветвях орлом (небесным знаком), меж глаз которого сидит ястреб Ведрфёльнир ("полинявший от непогоды") и обитающим у корней змеем Нидхёгг (представителем нижнего мира).
Бедолага, снуя, передавала их бранные послания друг другу. Вот поэтому и считалась она у этих народов носительницей недоброжелательства и неразберихи, хаоса. Кроме того, не только у них, но и у славян скачущая белка связывалась со сверкающей молнией, т.е. со стихией грозы, через образ бога-громовника становилась (вместе с орлом) символом войны и далее - предвестницей битв и мора.
Славяне часто называли белку хитрой: то ли за присущую ей ловкость, то ли за сходство рыжей шубки и пушистого хвоста с лисицей. А еще детей стращали тем, что в ее образе перед человеком могут предстать домовой, водяной или русалка, которые, согласно древним верованиям, могли перемещаться с молниеносной скоростью.
С другой стороны, белку изображали на талисманах (или использовали в этом качестве ее когти), полагая, что это улучшит благосостояние. А встреча с ней во сне сулила гостей, точнее, гостью.
Впрочем, у разных славянских племен были свои особенности в представлениях о символическом образе белки. Русичи и белорусы полагали, что беличий народ находится во власти лешего. У хорватов существовало табу на употребление в пищу мяса белки беременным женщинам из опасения, что ребенок может родиться черным.
Вообще в обрядах, связанных с рождением, белка фигурировала довольно часто. Так, словаки вышивали ее изображение вместе с символами петуха, оленя и павлина на занавеси, которой отгораживали роженицу, а беличьей шкуркой обмывали новорожденного.
У северных народов, например, коми, в народном календаре присутствовал месяц белки (конец января - конец февраля), приходившийся на время, когда у этих зверьков начинался гон.
А у зороастрийцев белка фигурировала в гороскопе в качестве покровительницы родившихся в определенные годы (на новейшее время приходятся 1916, 1948, 1980, 2012 гг.). Согласно их представлениям, эти люди должны иметь мелкие черты лица, обладать подвижностью, неровным характером, живостью, умом, высокой работоспособностью, домовитостью и стремлением создать семью, консервативностью во взглядах. Для человечества же эти годы чреваты преступлениями против невинных, выступлением зла под маской добра.
В христианстве белка символизирует алчность и жадность. "Сонник Соломона" предупреждает, что появление белки во сне сулит мужчине знакомство со лживой женщиной, потерю состояния, но и... радость, зато женщине это предвещает лишь быть обманутой недостойным человеком.
...Маленький юркий зверек, такой милый и безобидный, за что же люди наградили тебя отталкивающими качествами?