Скептическое отношение к украинской автомобильной технике вызвано, как правило, ее незнанием. Большинство обывателей наверняка даже не подозревают, что в Украине выпускалось что-то, кроме «запорожцев».
Но даже среди тех, кто знает, что, например, огромные грузовики КрАЗ выпускают в Кременчуге, немного найдется тех, кто понимает, в чем состоит изюминка этих огромных и смердящих дизельной копотью монстров. Для нас КрАЗы – это, прежде всего, тихоходные тяжелые самосвалы, много лет назад, когда повсюду кипели стройки, сновавшие туда-сюда с полными кузовами песка или глины.
Между тем, это был единственный в СССР «строительный» грузовик подобного уровня – и один из немногих в мире! Способный брать на свои «плечи» от 10 до 18 тонн или превращаться в тягач, подъемный кран и даже экскаватор. И который был абсолютно равнодушен к строительному бездорожью. Потому что многие его модели, такие как КрАЗ-260 или КрАЗ-65032, - полноприводные.
Кстати, сейчас КрАЗы (в вариантах тягачей, бортовых грузовиков и фургонов) становятся основными автомобилями украинских Вооруженных сил, и у них только один недостаток – они слишком большие и слишком мощные. И они уже прошли боевую обкатку в Ираке, зарекомендовав себя не только выносливостью. Когда КрАЗ наезжал на мину, его экипаж оставался живым: высоко расположенная кабина и огромный тяжелый капот спасали его от взрыва.
Или взять автобусы семейства ЛАЗ, когда-то весьма распространенные, но сейчас уже почти забытые, вытесненные импортным «секонд-хендом» и микроавтобусами. В свое время часто ругаемые за весьма шумный двигатель и тесный салон. Однако мы забыли, что в 1958 году туристический ЛАЗ-697 завоевал большую золотую медаль Всемирной выставки в Брюсселе.
А вот на Запорожском автомобильном заводе в 1960-е годы конструкторская мысль била ключом. Пока в цехах усердно выпускали «горбатые» и «ушастые» микролитражки, в КБ завода создавались весьма необычные для того времени модели, на несколько лет опередившие свое время.
Энтузиастами разработок были директор завода Сергей Александрович Сериков и главный конструктор Юрий Наумович Сорочкин. Несмотря на то, что завод был зажат своим направлением в узкие рамки «микро», они сумели развернуть в них кипучую деятельность.
Взяв за основу двигатель и ходовую часть «ушастого» ЗАЗ-966, они создали целое семейство миниатюрных грузовиков: серию ЗАЗ-970 и два варианта полноприводного ЗАЗ-971 . Заметим – за 30 лет до появления «Газели»!
Правда, они были гораздо меньше ее, брали «на борт» только 400 килограмм, да и двигатель выжимал лишь 28 л.с. По сути, если «Газель» относится к мини-грузовикам, то запорожские машины были представителями группы «микро».
В США с таких «карликов» бы только посмеялись, так как там и 400, и гораздо больше килограмм запросто возьмет в свой кузов любой пикап. Однако в Европе и Японии экономные микрогрузовики очень популярны! Они усердно снуют по улицам, развозят по магазинам и лавкам товары, перевозят почту, доставляют на дом заказы.
Запорожские «гномы», которые были одними из первых в мире машин подобного класса, создавались в основном для села, где единственным транспортом тогда был или ГАЗ-51, или трактор с прицепом.
На их базе на ЗАЗе создали и «мини-микроавтобусы» ЗАЗ-970В и ЗАЗ-971В, в которые максимум помещалось 6 человек. Но назначение этой конструкторской идеи тогда вообще не поняли. «Это автомобиль с высокой крышей или миниатюрный микроавтобус?» - интересовались гости и спрашивали, зачем подобные машины вообще нужны. Лишь в 1990-е годы на дорогах в массовом количестве появились импортные «минивэны», в которых нетрудно узнать далеких потомков запорожских моделей.
Но, увы, хотя их создатели аргументированно доказывали необходимость такого транспорта, предприятию велели не заниматься экспериментами, а сосредоточиться на выпуске основных легковушек. Успешно прошедшие испытания машины отправились на заводской двор, где со временем сгнили и были забыты.
А известно ли вам, что первый прототип «Таврии» был создан на ЗАЗе за 20 с лишним лет до начала ее серийного выпуска?
Тогда, в 1960-х годах, это была весьма необычная модель - строгий «прямолинейный» дизайн запорожского детища опередил время на несколько лет. Затем, в 1970-х годах, были созданы еще несколько прототипов с кузовами и типа «хэтчбек», и типа «седан». Среди них была даже полноприводная микролитражка – наверняка, одна из самых интересных моделей ЗАЗа!
Честно говоря, то, что, наконец, сошло с конвейера в 1988 году под маркой ЗАЗ-1102, было далеко не самым лучшим из того, что предлагали к выпуску конструкторы Запорожского автозавода. Однако в министерстве имели собственное мнение о том, какие автомобили нужно выпускать. И вообще, если вчитаться в историю ЗАЗа, то складывается впечатление, что в течение всего правления Леонида Брежнева он был просто в какой-то немилости у руководства страны. Может быть, его не любили как «детище Хрущева»?
Возможно, и так, но, как бы там ни было, одну оригинальную разработку все же удалось спасти, перенеся ее выпуск на другой завод. Это был единственный в СССР и один из немногих в мире «микро-джипов», известных нам как ЛуАЗ-969.
Его задумали в 1958 году в московском институте НАМИ, создали и собрали в 1961 году первую модель в Запорожье, даже присвоив ему марку ЗАЗ-969. Но затем вовремя сумели «пробить» его выпуск на Луцком автозаводе, где несколько изменили форму капота, ставшего более «прямоугольным».
Несмотря на оглушительный шум запорожского двигателя (проблема исчезла после установки на ЛуАЗ-1302 двигателя от «Таврии») и его малую мощность, отзывы владельцев ЛуАЗов были в основном положительные. А с начала 1990-х годов даже восторженные, поскольку в ЛуАЗах сочеталось лучшее соотношение очень низкой цены и товара неплохого качества. Да, это не комфортабельный джип-«паркетник», но на бездорожье он не будет отставать от своих старших братьев. Для того, у кого нет и не предвидится денег на «хаммер» - идеальный вариант транспорта для поездок на охоту, рыбалку или просто на природу.
Кстати, именно в Луцке таки удалось начать выпуск микрогрузовиков ЛуАЗ-13021, воплотив, наконец, в жизнь мечту Юрия Сорочкина.
А вот совсем уникальной можно назвать другую разработку НАМИ и ЗАЗа, чей выпуск также перенесли на Луцкий завод: это военный мини-вездеход ЛуАЗ-967, созданный в 1962 году. В отличие от стандартного армейского «уазика» и своего американского прототипа, умеющий еще и плавать. Он создавался как полевой подвозчик боеприпасов, а также эвакуатор раненых – в последнем варианте на нем располагались два места для носилок.
Самая главная отличительная особенность ЛуАЗ-967 в том, что он одинаково приспособлен и для левостороннего, и для правостороннего движения. Потому что его руль находится… посредине. Более того, руль может опускаться, а сиденье водителя раскладываться так, что управлять вездеходом можно лежа на животе! Разумеется, не для прикола, а чтобы таким образом уйти из-под обстрела.
Сейчас на смену им пришли более мощные шестиколесные ЛуАЗ-970 (армейский) и ЛуАЗ-1901 (для геологов), которые, правда, так и не заинтересовали своих потенциальных заказчиков - украинские министерства. А зря! Ну а старые луцкие «вездеходы» до сих пор активно раскупают частные лица, тем самым подтверждая их достоинства.
Сергей Кутовой Источник
Но даже среди тех, кто знает, что, например, огромные грузовики КрАЗ выпускают в Кременчуге, немного найдется тех, кто понимает, в чем состоит изюминка этих огромных и смердящих дизельной копотью монстров. Для нас КрАЗы – это, прежде всего, тихоходные тяжелые самосвалы, много лет назад, когда повсюду кипели стройки, сновавшие туда-сюда с полными кузовами песка или глины.
Между тем, это был единственный в СССР «строительный» грузовик подобного уровня – и один из немногих в мире! Способный брать на свои «плечи» от 10 до 18 тонн или превращаться в тягач, подъемный кран и даже экскаватор. И который был абсолютно равнодушен к строительному бездорожью. Потому что многие его модели, такие как КрАЗ-260 или КрАЗ-65032, - полноприводные.
Кстати, сейчас КрАЗы (в вариантах тягачей, бортовых грузовиков и фургонов) становятся основными автомобилями украинских Вооруженных сил, и у них только один недостаток – они слишком большие и слишком мощные. И они уже прошли боевую обкатку в Ираке, зарекомендовав себя не только выносливостью. Когда КрАЗ наезжал на мину, его экипаж оставался живым: высоко расположенная кабина и огромный тяжелый капот спасали его от взрыва.
Или взять автобусы семейства ЛАЗ, когда-то весьма распространенные, но сейчас уже почти забытые, вытесненные импортным «секонд-хендом» и микроавтобусами. В свое время часто ругаемые за весьма шумный двигатель и тесный салон. Однако мы забыли, что в 1958 году туристический ЛАЗ-697 завоевал большую золотую медаль Всемирной выставки в Брюсселе.
А вот на Запорожском автомобильном заводе в 1960-е годы конструкторская мысль била ключом. Пока в цехах усердно выпускали «горбатые» и «ушастые» микролитражки, в КБ завода создавались весьма необычные для того времени модели, на несколько лет опередившие свое время.
Энтузиастами разработок были директор завода Сергей Александрович Сериков и главный конструктор Юрий Наумович Сорочкин. Несмотря на то, что завод был зажат своим направлением в узкие рамки «микро», они сумели развернуть в них кипучую деятельность.
Взяв за основу двигатель и ходовую часть «ушастого» ЗАЗ-966, они создали целое семейство миниатюрных грузовиков: серию ЗАЗ-970 и два варианта полноприводного ЗАЗ-971 . Заметим – за 30 лет до появления «Газели»!
Правда, они были гораздо меньше ее, брали «на борт» только 400 килограмм, да и двигатель выжимал лишь 28 л.с. По сути, если «Газель» относится к мини-грузовикам, то запорожские машины были представителями группы «микро».
В США с таких «карликов» бы только посмеялись, так как там и 400, и гораздо больше килограмм запросто возьмет в свой кузов любой пикап. Однако в Европе и Японии экономные микрогрузовики очень популярны! Они усердно снуют по улицам, развозят по магазинам и лавкам товары, перевозят почту, доставляют на дом заказы.
Запорожские «гномы», которые были одними из первых в мире машин подобного класса, создавались в основном для села, где единственным транспортом тогда был или ГАЗ-51, или трактор с прицепом.
На их базе на ЗАЗе создали и «мини-микроавтобусы» ЗАЗ-970В и ЗАЗ-971В, в которые максимум помещалось 6 человек. Но назначение этой конструкторской идеи тогда вообще не поняли. «Это автомобиль с высокой крышей или миниатюрный микроавтобус?» - интересовались гости и спрашивали, зачем подобные машины вообще нужны. Лишь в 1990-е годы на дорогах в массовом количестве появились импортные «минивэны», в которых нетрудно узнать далеких потомков запорожских моделей.
Но, увы, хотя их создатели аргументированно доказывали необходимость такого транспорта, предприятию велели не заниматься экспериментами, а сосредоточиться на выпуске основных легковушек. Успешно прошедшие испытания машины отправились на заводской двор, где со временем сгнили и были забыты.
А известно ли вам, что первый прототип «Таврии» был создан на ЗАЗе за 20 с лишним лет до начала ее серийного выпуска?
Тогда, в 1960-х годах, это была весьма необычная модель - строгий «прямолинейный» дизайн запорожского детища опередил время на несколько лет. Затем, в 1970-х годах, были созданы еще несколько прототипов с кузовами и типа «хэтчбек», и типа «седан». Среди них была даже полноприводная микролитражка – наверняка, одна из самых интересных моделей ЗАЗа!
Честно говоря, то, что, наконец, сошло с конвейера в 1988 году под маркой ЗАЗ-1102, было далеко не самым лучшим из того, что предлагали к выпуску конструкторы Запорожского автозавода. Однако в министерстве имели собственное мнение о том, какие автомобили нужно выпускать. И вообще, если вчитаться в историю ЗАЗа, то складывается впечатление, что в течение всего правления Леонида Брежнева он был просто в какой-то немилости у руководства страны. Может быть, его не любили как «детище Хрущева»?
Возможно, и так, но, как бы там ни было, одну оригинальную разработку все же удалось спасти, перенеся ее выпуск на другой завод. Это был единственный в СССР и один из немногих в мире «микро-джипов», известных нам как ЛуАЗ-969.
Его задумали в 1958 году в московском институте НАМИ, создали и собрали в 1961 году первую модель в Запорожье, даже присвоив ему марку ЗАЗ-969. Но затем вовремя сумели «пробить» его выпуск на Луцком автозаводе, где несколько изменили форму капота, ставшего более «прямоугольным».
Несмотря на оглушительный шум запорожского двигателя (проблема исчезла после установки на ЛуАЗ-1302 двигателя от «Таврии») и его малую мощность, отзывы владельцев ЛуАЗов были в основном положительные. А с начала 1990-х годов даже восторженные, поскольку в ЛуАЗах сочеталось лучшее соотношение очень низкой цены и товара неплохого качества. Да, это не комфортабельный джип-«паркетник», но на бездорожье он не будет отставать от своих старших братьев. Для того, у кого нет и не предвидится денег на «хаммер» - идеальный вариант транспорта для поездок на охоту, рыбалку или просто на природу.
Кстати, именно в Луцке таки удалось начать выпуск микрогрузовиков ЛуАЗ-13021, воплотив, наконец, в жизнь мечту Юрия Сорочкина.
А вот совсем уникальной можно назвать другую разработку НАМИ и ЗАЗа, чей выпуск также перенесли на Луцкий завод: это военный мини-вездеход ЛуАЗ-967, созданный в 1962 году. В отличие от стандартного армейского «уазика» и своего американского прототипа, умеющий еще и плавать. Он создавался как полевой подвозчик боеприпасов, а также эвакуатор раненых – в последнем варианте на нем располагались два места для носилок.
Самая главная отличительная особенность ЛуАЗ-967 в том, что он одинаково приспособлен и для левостороннего, и для правостороннего движения. Потому что его руль находится… посредине. Более того, руль может опускаться, а сиденье водителя раскладываться так, что управлять вездеходом можно лежа на животе! Разумеется, не для прикола, а чтобы таким образом уйти из-под обстрела.
Сейчас на смену им пришли более мощные шестиколесные ЛуАЗ-970 (армейский) и ЛуАЗ-1901 (для геологов), которые, правда, так и не заинтересовали своих потенциальных заказчиков - украинские министерства. А зря! Ну а старые луцкие «вездеходы» до сих пор активно раскупают частные лица, тем самым подтверждая их достоинства.
Сергей Кутовой Источник