Представительство японского автоконцерна Nissan в преддверии выпуска новой модели для российскиго рынка, раскрыло секреты адаптации своего производства под отечественного потребителя. Японцы позволили пробраться в святая-святых – производственные цеха конвейера по сборке моделей Teana и X-Trail.
X-Trail.
Автомобили идут в разнобой, за металлическим кузовом Teana медленно двигается неокрашенный X-Trail. Технологическая сложность сборки иностранных моделей не вызывает сомнения, тогда как профессиональная подготовка отечественного сборщика – предмет особого интереса. Снаружи на любознательного туриста смотрит длинное здание правильной геометрической формы. На чистом белом фоне красными буквами красуется имя всемирно известной марки Nissan. С виду здание и его окрестности выглядят чинно и по-европейски сдержано, но так ли все внутри.
Процесс сборки
Люди на заводе выполняют 90% работ по ручной сборке и постоянному контролю за качеством продукции. На откуп роботизированной технике отдается всего 10% процесса создания иномарок, которые включают в себя покраску автомобилей. Представители японского автогиганта на данный момент на заводе под Питером совершенно исключают российскую локализацию – использование деталей отечественного производства. Все без исключения автозапчасти, вплоть до шурупов и шестеренок, привозят в поселок Каменка из Японии, а также Китая и Таиланда. На первый взгляд цех внутренней логистики (стратегического управления материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки и хранения материалов), куда доставляют импортные запчасти, напоминает тщательно вычищенные коридоры финских складов мебели, с огромными стеллажами из картонных коробок. Между складскими "шкафами" ловко двигаются машины-тягачи, перетаскивая коробки с места на место. В соседнем - разборочном зале, все вновь прибывшие морем запчасти проходят проверку на качество. Забракованные детали гордо красуются на большом столе под надписью: "Не использовать". Детали, получившие одобрение специалистов завода, отправляются на расфасовку для доставки в следующий цех для сварки.
Именно в сварочном зале появляется первая целиковая конструкция из иностранных автозапчастей, напоминающая скелет автомобиля. Когда каркас модели, будь то Teana или X-Trail, выверенный вплоть до 0,1 миллиметра, приобретает более-менее узнаваемый вид, кузов деталей отправляется на проверку сварки. По два человека крутятся у каждой модели со специальным оборудованием дабы вычислить малейшую погрешность. Люди, осуществляющие эту работу, имеют, по словам специалистов фабрики, особенное техническое образование, кто-то проходил стажировку в Японии. К слову, все сотрудники завода перед тем, как попасть в цеха проходят стадию обучения. "Опыт работы на другом автомобильном производстве не имеет для нас никакого значения, если человек не может сделать или часто ошибается в тех заданиях, которые мы даем", - рассказал специалист завода по обучению персонала.
Найдя ошибку,- рабочие отправляют кузов на доработку либо в утиль – в зависимости от сложности недостатка. Модель, которая прошла проверку, перемещается в покрасочный цех, где на ее кузов специальный робот сперва наносит грунт, после чего сушит и отправляет на заделку швов в руки специалистов завода. Люди в специальных масках и комбинезонах обследуют кисточками места, куда не дошла "железная рука" робота, и доделывают за автоматом всю работу. Свой финальный цвет каркас автомобиля получает на следующей стадии конвейера – покраской занимаются роботы, но некоторые участки (внутренние части капота, крышки багажника) за ними опять же доделывают люди. Высушенный кузов отправляется в цех сборки, где первым делом рабочие завода прокладывают всю электропроводку. После этого будущий автомобиль оборудуют утеплителями и устанавливают переднюю панель. Следующий этап конвейера – сборка салона и установка навесного оборудования подкапотного пространства, далее – установка дверей, колес и сидений. Последний этап конвейера – компьютерная загрузка программного обеспечения в автомобиль. После того как машина покидает конвейер сборки, она проходит тестирование и отправляется в ряд к своим новеньким собратьям. К слову, на фабрике работают и специалисты из Японии. Гости из страны восходящего солнца курируют и тщательно проверяют все этапы сборки. Иностранные специалисты также помогают своим русским коллегам быстрее вникнуть в технологии сборки автомобилей и адаптироваться к японским традициям производства.
По словам работников завода, на данный момент фабрика работает в режиме заказа. То есть, все автомобили русской сборки, которые сходят с конвейера, уже имеют покупателя. Сейчас производительность 750 работников завода составляет 8 машин в день, при том, что для сборки одного автомобиля требуется около 40 часов. Предприятие, безусловно, способно на более высокие темпы производства (до 12 автомобилей в день), но пока объем продаж "русских" Teana и X-Trail не позволяет выйти на желаемый уровень. Возможно, новая модель русской сборки будет более бюджетной и окупаемой, и внесет свой вклад в развитие японского филиала в России.
Конкурент Ford Focus
К вопросу о новой модели, директор производства "Ниссан мануфэкчуринг рус" Дмитрий Михайлов заявил, что руководство компании само еще не определилось, какая модель японского автогиганта следующей вступит на русский конвейер. Однако, он не отрицает, что проще всего платформу нынешнего производства переделать под выпуск Qashqai. Объясняя такой вариант развития событий, Михайлов тут же опровергает его тем, что Nissan якобы не выгодно выпускать одну и ту же модель в одном географическом регионе, ведь Qashqai уже собирают в Англии. "Выпуск Qashqai в России не будет столь эффективен, а одна из главных задач новой модели – экономическая выгода для российского покупателя", - сказал Михайлов. Подумывает Nissan и о разработке специальной машины для российского рынка. "Успех в России Ford Focus, безусловно, представляет огромный интерес. При хороших объемах продаж и будущем развитии производства, работы в этом направлении не исключены. Но, пока у нас нет собственного начального уровня автомобилей", - сказал Дмитрий Михайлов.
Сделано в Японии
X-Trail.
Автомобили идут в разнобой, за металлическим кузовом Teana медленно двигается неокрашенный X-Trail. Технологическая сложность сборки иностранных моделей не вызывает сомнения, тогда как профессиональная подготовка отечественного сборщика – предмет особого интереса. Снаружи на любознательного туриста смотрит длинное здание правильной геометрической формы. На чистом белом фоне красными буквами красуется имя всемирно известной марки Nissan. С виду здание и его окрестности выглядят чинно и по-европейски сдержано, но так ли все внутри.
Процесс сборки
Люди на заводе выполняют 90% работ по ручной сборке и постоянному контролю за качеством продукции. На откуп роботизированной технике отдается всего 10% процесса создания иномарок, которые включают в себя покраску автомобилей. Представители японского автогиганта на данный момент на заводе под Питером совершенно исключают российскую локализацию – использование деталей отечественного производства. Все без исключения автозапчасти, вплоть до шурупов и шестеренок, привозят в поселок Каменка из Японии, а также Китая и Таиланда. На первый взгляд цех внутренней логистики (стратегического управления материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки и хранения материалов), куда доставляют импортные запчасти, напоминает тщательно вычищенные коридоры финских складов мебели, с огромными стеллажами из картонных коробок. Между складскими "шкафами" ловко двигаются машины-тягачи, перетаскивая коробки с места на место. В соседнем - разборочном зале, все вновь прибывшие морем запчасти проходят проверку на качество. Забракованные детали гордо красуются на большом столе под надписью: "Не использовать". Детали, получившие одобрение специалистов завода, отправляются на расфасовку для доставки в следующий цех для сварки.
Именно в сварочном зале появляется первая целиковая конструкция из иностранных автозапчастей, напоминающая скелет автомобиля. Когда каркас модели, будь то Teana или X-Trail, выверенный вплоть до 0,1 миллиметра, приобретает более-менее узнаваемый вид, кузов деталей отправляется на проверку сварки. По два человека крутятся у каждой модели со специальным оборудованием дабы вычислить малейшую погрешность. Люди, осуществляющие эту работу, имеют, по словам специалистов фабрики, особенное техническое образование, кто-то проходил стажировку в Японии. К слову, все сотрудники завода перед тем, как попасть в цеха проходят стадию обучения. "Опыт работы на другом автомобильном производстве не имеет для нас никакого значения, если человек не может сделать или часто ошибается в тех заданиях, которые мы даем", - рассказал специалист завода по обучению персонала.
Найдя ошибку,- рабочие отправляют кузов на доработку либо в утиль – в зависимости от сложности недостатка. Модель, которая прошла проверку, перемещается в покрасочный цех, где на ее кузов специальный робот сперва наносит грунт, после чего сушит и отправляет на заделку швов в руки специалистов завода. Люди в специальных масках и комбинезонах обследуют кисточками места, куда не дошла "железная рука" робота, и доделывают за автоматом всю работу. Свой финальный цвет каркас автомобиля получает на следующей стадии конвейера – покраской занимаются роботы, но некоторые участки (внутренние части капота, крышки багажника) за ними опять же доделывают люди. Высушенный кузов отправляется в цех сборки, где первым делом рабочие завода прокладывают всю электропроводку. После этого будущий автомобиль оборудуют утеплителями и устанавливают переднюю панель. Следующий этап конвейера – сборка салона и установка навесного оборудования подкапотного пространства, далее – установка дверей, колес и сидений. Последний этап конвейера – компьютерная загрузка программного обеспечения в автомобиль. После того как машина покидает конвейер сборки, она проходит тестирование и отправляется в ряд к своим новеньким собратьям. К слову, на фабрике работают и специалисты из Японии. Гости из страны восходящего солнца курируют и тщательно проверяют все этапы сборки. Иностранные специалисты также помогают своим русским коллегам быстрее вникнуть в технологии сборки автомобилей и адаптироваться к японским традициям производства.
По словам работников завода, на данный момент фабрика работает в режиме заказа. То есть, все автомобили русской сборки, которые сходят с конвейера, уже имеют покупателя. Сейчас производительность 750 работников завода составляет 8 машин в день, при том, что для сборки одного автомобиля требуется около 40 часов. Предприятие, безусловно, способно на более высокие темпы производства (до 12 автомобилей в день), но пока объем продаж "русских" Teana и X-Trail не позволяет выйти на желаемый уровень. Возможно, новая модель русской сборки будет более бюджетной и окупаемой, и внесет свой вклад в развитие японского филиала в России.
Конкурент Ford Focus
К вопросу о новой модели, директор производства "Ниссан мануфэкчуринг рус" Дмитрий Михайлов заявил, что руководство компании само еще не определилось, какая модель японского автогиганта следующей вступит на русский конвейер. Однако, он не отрицает, что проще всего платформу нынешнего производства переделать под выпуск Qashqai. Объясняя такой вариант развития событий, Михайлов тут же опровергает его тем, что Nissan якобы не выгодно выпускать одну и ту же модель в одном географическом регионе, ведь Qashqai уже собирают в Англии. "Выпуск Qashqai в России не будет столь эффективен, а одна из главных задач новой модели – экономическая выгода для российского покупателя", - сказал Михайлов. Подумывает Nissan и о разработке специальной машины для российского рынка. "Успех в России Ford Focus, безусловно, представляет огромный интерес. При хороших объемах продаж и будущем развитии производства, работы в этом направлении не исключены. Но, пока у нас нет собственного начального уровня автомобилей", - сказал Дмитрий Михайлов.
Сделано в Японии